понедельник, 22 августа 2011 г.

Иконоборчество и ААЦ

Помимо христологических претензий, некоторыми некомпетентными критиками, Армянской Церкви ошибочно приписывается и иконоборчество. С одной стороны это обусловлено тем, что в целом в армянских храмах мало икон и нет иконостаса, что является лишь следствием местной древней традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства (т.е. с точки зрения византийской традиции иконопочитания, когда иконами покрыты все стены храма, это можно воспринять как «отсутствие» икон или даже иконоборчество). С другой стороны такое мнение могло сложиться из-за того, что среди верующих армян не было традиционным иметь иконы дома. В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связанно с тем, что икона в ААЦ должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом молитвы дома.


Согласно критикам «армянского иконоборчества», основными факторами этого считаются — владычество в VIII—IX веках в Армении мусульман, религия которых запрещает изображения людей, «монофизитство» не предполагающее во Христе человечества, а стало быть и предмета изображения, а так же отождествление иконопочитания с Византийской церковью, с которой у Армянской Апостольской Церкви были существенные разногласия со времен Халкидонского Собора. 

Но, а поскольку наличие икон в армянских храмах свидетельствует против мнения об иконоборчестве в ААЦ, стало выдвигаться такое мнение, что начиная с XI века в вопросах иконопочитания Армянская Церковь сходится с византийской традицией. И это при том, что ни один пункт из выше перечисленных не устранен ни в XI веке, ни по сей день, что говорит лишь о том, что «важность» этих пунктов совершенно надумана (Армения и в последующие века была под властью мусульман, а многие епархии ААЦ и сегодня находятся на мусульманских территориях, изменений в христологии никогда не было и отношение к византийской традиции такое же, как в первом тысячелетии).

На самом деле ААЦ имеет однозначно отрицательное отношение к иконоборчеству и осуждает его, поскольку имеет свою историю борьбы с этой ересью, и эта история древнее истории иконоборчества в Византии. Еще в конце VI, начале VII веков (т.е. более чем за столетие до возникновения иконоборчества в Византии, VIII — IX) в Армении появились проповедники иконоборчества. Двинский священник Хесу с несколькими другими духовными лицами следуют в области Содк и Гардманк, где проповедуют отвержение и уничтожение икон. Против них идеологически выступает Армянская Церковь в лице католикоса Мовсеса, богословов Вртанеса Кертоха и Ована Майрагомеци. 

Но борьба с иконоборцами не ограничивается только богословием. Иконоборцы подвергаются гонениям, и будучи схваченными гардманским князем, они отправляются на суд Церкви в Двин. Таким образом внутрицерковное иконоборчество было быстро подавлено, но оно нашло почву в сектантских народных движениях середины VII века и начала VIII, с которыми Армянская и Алванская Церкви вели непримиримую борьбу. 

2 комментария:

  1. Я тут читал противоположные высказывания - Армянское иконоборчество (причины и динамика) http://www.bogoslov.in/sochinenija/istorija-drevnih-vostochnyh-cerkvei/armjanskoe-ikonoborchestvo-prichiny-i-dinamika.html Там пишут по данной теме совершенно другое. Кто же прав?

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить