суббота, 20 августа 2011 г.

Бред "православного" езида

Давненько я не уделял своего внимания "православным" ключникам, даже как-то поотвык от них. Как-то зарекался писать о них. Но тут, уникальный экземпляр! Представляете - "православный курд", как сам он себя называет. Знакомьтесь - Серафим Маамди http://mserafim.livejournal.com/


Спросите в чем его уникальность? Ну курд и курд, мало ли под солнцем народов... Но тут ведь дело, как я выше сказал, в ключничестве нашего "Серафима", которое только усугубляется его этнической "уникльностью". Вы представляете, человек вчера узнал о Христе, и уже берется учить Вселенную "истинам православия"! ТовариСЧ пребывает в явной гордыньке от чувства собственной значимости в связи со своим обращением. Ведь это не хухры-мухры, вот так вот перестать поклоняться павлину (езиды поклоняются павлину, поскольку считают, что их там какое-то демоническое божество воплотилось в павлина.. это если кто не знал) и уверовать в Бога христиан. Да еще как уверовать! Не в какой-то там "еретической" форме, католической или монофизитской, а чисто конкретно в "православие".

Для людей не понаслышке знающих о езидах и их общем интеллектуальном уровне, самомнение нашего "Серафима" о своих "богословских познаниях" может вызвать улыбку. Однако, наш новоиспеченный христианин не просто сам в себе верует в свои "познания". Он берется рассуждать о "заблуждениях католиков" и там о разных, как бы само собой, "монофизитов". Т.е. вчерашний перебежчик из дичайшего язычества смотрит свысока на традиции древнейших христианских народов, уча их тому, что есть Христианство. И вот этим он явно напрашивается на соответственный ответ. В связи с его "православностью" и "еретичностью" католиков я ему поставил несколько пиявок на всю голову в комментариях в его ЖЖ, но он не только не угомонился, но и пошел дальше. Он создал новую тему! Оказывается! Курды - это древнейший христианский народ! Это хорошая тема для анекдотов, но смеяться не приходится, ибо "Серафим" в своих претензиях на христианскую курдскую историю заходят намного дальше, чем это стоило делать, не привлекая к себе внимания.

Вот я и решил, прокомментировать в своем стиле статью "Серафима" про "курдское православие", и показать всю его бредовость, и прежде всего, показать это ему самому.

________________________________

http://mserafim.livejournal.com/6827.html



Часто в религиозном отношении курдов ассоциируют либо с исламом, либо с езидизмом, и мало кто знает о христианской истории нашего народа. А между тем курды принадлежат к числу тех не многих народов, которые услышали Евангельскую проповедь от самих апостолов — учеников Иисуса Христа, и среди которых пламя христианской веры негасимо сохраняется с тех давних времен и до наших дней.
Ну, то что услышали, вполне возможно, вот вопрос только, расслышали ли? А то, что среди курдов от апостолов до наших дней "пламя христианской веры" держится, так это первая порция бреда нашего "Серафима".

Источников по истории курдского христианства сохранилось очень немного, но даже и того, что они рассказывают, достаточно для того, чтобы понять, насколько значима эта страница истории нашего народа.
Для кого значима? Для павлинопоклонников? Не думаю. Я понимаю желание "Серафима" как-то обосновать свою причастность к христианской истории, но чего из пальца высасывать небылицы?

Учёные полагают, что предками курдов были пар- фяне и мидяне.
То наверное пьяные "ученые" полагают. Курды - это кочевники Иранского нагорья, известные со времен Парфии и Мидии как разбойные племена. Они лишь много позже расселились на землях народов древних христианских цивилизаций, как то сирийцы, халдеи, армяне. Они сидели себе со своими отарами в горах, куда ни один апостол не додумался бы идти... особенно учитывая разбойничий нрав курдов. Апостолы ходили по городам, где курды еще до последнего времени не жили.

Что примечательно, по мнению мно- гих исследователей, именно мидянами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с вос- тока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли по- клониться Ему.
Вот так вот наш "Серафим", в своей фантазии сделав волхвов курдами, возвеличил свой народ, сделав его первым из поклонившихся Христу! Еще немного, и Христа бы он сделал курдом, да еще и апостолов в придачу... То-то было бы весело.

... Далее, в книге Деяний Апостольских описывает- ся, что после схождения Духа Святого на апосто- лов в день Пятидесятницы они обрели дар говорить на других языках, и в том числе проповедь их звучала и на мидийском языке, так что слышавшие изумля- лись: «сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в кото- ром родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жи- тели Месопотамии» (Деян. 2:7-9).
Даже если бы парфяне и мидяне действительно были предками курдов (что есть неправда), то и тогда этот пример не имел бы никакого смысла. Ведь говорили на этих языках в Иерусалиме на Пятидесятницу не мидяне и парфяне, а апостолы. Мидян и парфян не было и среди слушавших и идентифицировавших те языки, ибо то были евреи диаспоры, прибывшие в Иерусалим из Парфии, Мидии и прочих мест.

По мнению исследователя Дж. Вайда, уже к концу I века христианская проповедь зазвучала не только в курдских районах на севере Междуречья (Джезире и Адиабене), но даже в Фарсе и Хузистане.
Вот так вот наш "Серафим" делает подлог (сознательный или по недоумству), ведь перечисляемые районы стали "курдскими" только в последнее время, когда автохонтное христианское население Междуречья и Сирии было почти истреблено мусульманами и почти полностью ассимилировано в пришельцах. То, что сегодня называется "Курдистаном", на самом деле исконные земли сирийцев, халдеев и армян. Когда христианская проповедь звучала в первом веке, курды еще не спустились с Иранского нагорья.

В свою очередь курдский историк Лятиф Мамад приводит исторические факты, указывающие на то, что уже с I века хри- стианство начинает проникать в курдскую среду, и часть курдских племен от зороастризма переходит к христианству[1].
Да, христианство могло проникнуть куда угодно. Курды же не на Луне жили. Купцы ходили всюду, курдам рабов-христиан продавали. Вопрос только в том, что курды так и не стали как народ христианским, как стали христианскими народами сирийцы, греки, египтяне, армяне, грузины и многие другие. Курды, как этнос в целом, остались язычниками, что говорило только о том, что эта религия им чужда по сути своей.

Древнее предание, записанное у Евсевия Кесарийского, свидетельствует о том, что среди парфян и мидян проповедовал апостол Фома,[2]
Ага. А среди ирландцев Святой Патрик. А курдам это как помогает?

а согласно коптским источникам, предкам современных курдов проповедовал и апостол Андрей.
Про источники не спрашиваю, поскольку это такая шутка юмора "курдских ученых". Но можно и пошутить - То копты специально придумали, чтоб греков и русских позлить ))))))))))))

В Кавказской Албании (Красный Курдистан) христианство проповедовал апостол Фаддей.
Во как замахнулись, а! Уже и Кавказскую Албанию сделали "Курдистаном"! )))) А Россия это "Зеленный Курдистан"? )))))))))) Если наш "Серафим" не знает, то скажу, что кавказские албанцы были кавказским народом, как лезгины и чеченцы, а не курды - дикие родственники индоевропейцев-иранцев. Апостол Фаддей действительно проповедовал в Закавказье - в Албании и Армении, но курды тут при чем?

Уже во II веке по Р. Х. сильная христианская об- щина существовала в Эдессе (ныне г. Урфа в север- ной части Курдистана). В конце II века Эдесское княжество стало первым в мире государством, где христианство было провозглашено официальной религией, но вскоре Эдесса вошла в состав языче- ской Римской империи.
Оба! Оба! Уже и эдесского царя Святого Авгаря сделали курдом! Ну хоть стой хоть падай! Вы представляете! Осроенское княжество оказалось частью "Курдистана"! Не, ну кому скажи обхозочится! "Серафимушка", Вы откуда такой умный взялись? Вас что, именно за ум из езидов погнали? ))))))) Поведаю "Серафиму" страшную тайну! Княжество Осроена, со столицей Эдессой, было Сиро-армянским княжеством. Поскольку географически сирийская Осроена непосредственно примыкала к Армении и даже долгое время была частью Армении Великой, там всегда едва ли не половина населения была армянской. Сирийцы и армяне были основным населением Эдессы еще при крестоносцах, а курды как раз те места в то время начинали осваивать, разбивая свои шатры в окрестностях и вытесняя христианские народы...

Есть сведения об активном распространении христианства на территории современного Иракского Курдистана в III веке.
Кто не знает что такое "Иракский Курдистан", тому поясню. Это область Древней Ассирии, и центром этой области является Ниневия - сокральная столица ассирийцев. Сегодня христианский ассирийский народ пребывает на птичьих правах на своей родной земле, где дерутся за нефть курды и арабами.

В то время православный проповедник Мар Мари из Эдессы проповедовал христианство среди правителей и жителей г. Шахргарта (Шарикерта), находившегося между Тауком и Эрбилем. На территории Курдистана центрами христианства были Эдесса, Нисибин, Диарбекир, Арбела, Карка де Бет Селох (ныне г. Киркук).
Да, да, да... мы так рады за курдов, что Мар Мари проповедовал в тех местах, где много позже поселились курды, уничтожив те самые древние христианские цивилизации.

Стоит отметить, что парфянином по национальному происхождению был знаменитый свя- той IV века Григорий Просветитель, распростра- нивший и укрепивший христианство в Армении.
Ну, что тут скажешь! Спасибо курдам за нашего Григория Просветителя! "Серафим", а это ничего, что Григорий Просветитель не догадывался, что он курд? ))))))))))))))))

В то время в состав армянского царства входила и часть Курдистана.
Вы только вслушайтесь в это БЕЗУМИЕ! Оказывается, по вере нашего "православного" езида не курды захватили часть Армении, заселили ее истребив армянское население, а наоборот - Армения захватила часть Курдистана. Вот уж мозговой перевертыш! Читателям моего ЖЖ поясню, что наибольшего размаха истребление армян курдами достигло во времена геноцида 1915 года. Турки осуществляли резню армян в Западной Армении именно руками курдов. Кочевые племена курдов были вооружены турками и направлены на грабежи и насилия среди депортируемых из Армении армян.

В V веке произошло отпадение многих Церквей Азии от Православия в несторианскую ересь. К со- жалению, этот процесс затронул и значительную часть курдских христианских общин. Позднее мис- сионерской деятельностью среди курдов занима- лись другие еретики — монофизиты яковитского направления, которым удалось достичь определённых успехов.
Вот так вот вчерашний почитатель павлина решает, кто куда отпал среди древних христианских народов Востока.

Впоследствии именно эти два ерети- ческих течения были свойственны многим курдам.
Ну, все ж лучше чем павлину поклоняться? Не так ли, гражданин "православный" ключник? )))))))))) Вот так вот люди с мозгом как у утки, решают кто еретик, у кто нет.

Верность Православию сохранили, по-видимому, только те курды, которые проживали на территории православной Византийской империи.
О, да! На территории "православной империи" и не захочешь, а "сохранишь верность" всему, чему повелят кесари сохранить верность. )))))))))))))))))) Вот уже дундук...

В VI-VII вв. в Южном Закавказье возникло мощ- ное государство, созданное усилиями правителей из династии Михранидов, сумевших объединить под своим началом ирано- и кавказоязычные племена Албании.
Драгоценный Вы наш "православный езид"! То Албанское государство было, хотя и часто вассальное Ирану. Курды тут тут ни с какого боку не при чем.

У проживавших в этих краях пред- ков современных курдов в VI веке на смену зороа- стризму пришла христианская вера, так что уже к VII веку население центрального Курдистана было преимущественно христианским, но дальнейшему распространению и закреплению христианства в курдском народе помешал натиск ислама.
Ему бы романы на тему исторической фантастики писать, а он растрачивает свои таланты на ключничество.

С распространением ислама, принесенного уже в VII веке арабами в Месопотамию и страну Зауздан (от курдского слова «зозон» — пастбище), как назывались тогда курдские земли, началась борьба курдских племен против насаждаемой религии. Со временем часть курдов была исламизиро- вана, но массового характера этот процесс не имел вплоть до Х века, о чем свидетельствуют арабские источники. При халифатах династии Аббасидов устраивались войсковые экспедиции с целью заставить курдов принять ислам.
Ага. Боролись, боролись, а потом решили, что ну чего его бороться? Все ж лучше Аллаху поклоняться, чем павлину. .  Хотя, остались верные и павлину тоже.

После распростра- нения ислама в Курдистане сократились христи- анские курдские общины, но курды, проживавшие в северном и западном Курдистане в Анатолии, будучи византийскими подданными, остались христианами. Впрочем, среди курдов Анатолии многие исповедовали нехристианские верования, а курды Понта все приняли христианство.
Ага. А курды Японии приняли Синтоизм. Ну кто ж этого не знает? ))))))))))

Есть мнение, что к XII веку они полностью смешались с грече- ским населением и ассимилировались.[3]
У кого есть такое мнение? У Вашего главного шамана?

В средние века имели место случаи обращения курдов в Православие из ислама.
Единичные случаи обращения иноверцев были всегда и есть сегодня. "Серафим" сам тому пример... Что тут такого сенсационного. Ну попал человек в христианскую среду, и решил стать своим. Обычное дело. Живя в своем антихристовом племени он не смог бы так поступить.

Так, например, в IX веке курд по имени Наср принял православную веру, крестившись с именем Феофоб, стал приближённым византийского императора Феофила и на протяжении многих лет командовал его армией [4]. А в Х веке Православие принял курдский князь Ибн-ад-Даххак, владевший крепостью ал-Джа'фари,
Да обычное дело. Стандартный для Византийской эпохи политический и карьерный расчет. Нельзя было стать византийским военачальником или получить иные льготы, не приняв веру греков. В СССР тоже нельзя было стать начальником, не став коммунистом. Но то были такие коммунисты, как эти курды христианами.

и ему даже довелось пострадать за своё обращение ко Христу. Вот как об этом сообщает арабский исто- рик Ибн-ал-Асир, указывая под 928 годом: «И встретился с ними [мусульманскими войсками] один человек, по имени Ибн-ад-Даххак, который был од- ним из начальников курдов; и была у него крепость, называемая ал-Джа'фари; он отрекся от ислама, от- правился к греческому царю, который подарил ему участок земли и приказал вернуться в его крепость. И встретили его мусульмане, сразились с ним, взя- ли его в плен и убили всех, кто с ним был» [5].
Это была обычная расправа за политическую измену. И греки бы его убили за то же самое.

Так на князе Ибн-ад-Даххаке и погибших православных курдах его окружения исполнились слова Господа Иисуса Христа: «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2), «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12); «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претер- петь. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жиз- ни» (Откр. 2:10).
А я-то думаю, о ком говорил Господь?! Оказывается о "православных курдах".

Также известны примеры перехо- да курдов в Православие и в XV веке. Но значительная часть курдов-христиан в сред- ние века все-таки были несторианами или якови- тами, о чём свидетельствует в Х веке арабский историк и географ ал-Масуди, а в XIII веке из- вестный венецианский путешественник Марко Поло: «…В здешних горах живут карды; они — христиане-несториане и якобиты; но есть между ними и сарацины, Мухаммеду молятся». [6]
Наверно "Серафиму" обидно, что значительная часть курдов-христиан были "еретиками"? Ну, что поделаешь... нужно было из Персии в Россию переехать. Тут бы их быстро научили "православию". Построил бы их какой-нибудь Иван Грозный в шеренгу, и сказал бы, типа или вы сейчас тут все хором "познаете истину", или мы тут вас всех хором и закопаем... )))

В Курдистане всегда существовали крупные несторианские центры, из которых особую роль играли — в XVI в. город Эрбиль, в XVII в. — Бакарда (Джезире), а в XIX в. город Кужан стал постоянным центром несторианской патриархии.
Не в Курдистане. А на землях христианских народов, где расселились язычники курды. "Христианином" стал, а врать не разучился.
Конечно, эти несторианские епархии включали в себя не только курдов, но и другие христианские народности, проживающие в Курдистане, в частности, айсоров.
Ой, конечно, ну Вы прям осчастливили нас всех тем, что вспомнили, что там "не только курды" были... А может было бы честнее сказать, что курды проживали в Ассириии, а не айсоры в Курдистане?

Постепенно большая часть курдов-несториан и якобитов исламизировалась.
Вот такие вы нестойкие. Ну так готовьтесь, что и Ваши дети и внуки исламизируются. Генетический опыт штука сильная. )))

Поскольку смертный грех ереси отлучает человека от Бога, то, видимо, несторианство и монофизитство не могли дать курдам достаточной внутренней силы в противостоянии исламизации.
Смерный грех Вашей глупости, "Серафим", отлучил Вас от Бога еще до того, как Вы решили стать "христианином". Я когда слушаю такие тупые речи, не могу себе представить, что этот человек может быть христианином.

Однако у многих курдов центрального Курдистана сохранились обычаи их христианского прошлого. Некоторые из них до сих пор наносят знак креста на тесто, перед тем как печь хлеб, и совершают паломничества в старые заброшенные армянские или несторианские церкви.[7]
Это еще один пример того, как "Серафим" все хочет поставить в ног на голову. На самом деле тут речь идет о курдизированных, а стало быть и насильственно исламизированных армянах и ассирийцах. Просто прежде национальность определялалсь религиозной принадлежностью Если принял веру курдов, становишся сам курдом. Если курд принимал веру армян, сам становился армянином. Так вот, это генетическая память курдизированных армян и сирийцев заставляет делать такие вещи. Общеизвестный факт, как курды захватывали и порабощали христиан, убивали, грабили, насильничали, отнимали младенцев и угоняли девушек христианок в свои гаремы.

Не только письменные источники, но и археологические находки подтверждают богатую хри- стианскую историю среди курдов. Так, например, азербайджанский ученый А. Алекперов, на основа- нии изучения археологического материала, пишет, что «…в горах нашего Курдистана сохранилось значительное количество христианских памят- ников материальной культуры… Памятники эти имеют военный характер — крепости и замки; религиозный — церкви, монастыри, часовни и клад- бища; торговый — мосты и дороги».
"Азербайджанский ученый" уже звучит очень смешно. Для "азербайджанских ученых" все древние армянские памятники со стороны Карабаха - это азербайджанские памятники, а со стороны Западной Армении  - курдские памятники. А то, что ни азербайджанцы, ни курды вплоть до 20 века не строили даже домов, но жили в шатрах, как-то не вспоминается. Церкви они строили. Ну, умора! ))

Сохранились и текстуальные памятники древ- него курдского христианства. Например, руко- пись 7117 Матенадарана содержит отрывок христианской молитвы «Святый Боже» на диалекте курманджи курдского языка, записанный армянскими буквами. Рукопись датируется временем между 1430 и 1446 гг., но переписана с более раннего списка.
Это называется не "памятник курдского христианства", а "памятник просветительской деятельности Армянской Церкви среди племен пришельцев". Какбе, две большие разницы... Ну, что поделаешь, ведь если нет своего, нужно же присвоить чужое. А потом, вместо спасибо еще и наплевать в душу, сквернословя про "монофизитов".

Ещё в XIX веке в Курдистане существовало несколько христианских деревень, жители которых говорили только по-курдски, и были также мусульманские курдские племена, которые призна- вали, что когда-то были христианами [8].
Да, когда они были или армянами, или сирийцами. А теперь курды. Но заметьте, что не езиды. )))) А мусульмане. Чтобы стать езидом, нужно им родится. А такое "счастье" не всякому дается )))) Кстати, многочисленны истории, как уже в наше время, многие курды-мусульмане для себя с ужасом узнают, что имеют армянское происхождение. Представляете, как если бы антисемит-черносотенец узнал, что он по крови еврей, усыновленный в младенчестве русскими. ))) Страшно даже подумать что с ним стало бы...)))

В 1884 году исследователи из Королевского географического общества сообщали о курдских племенах в Сивасе, которые сохраняли некоторые христианские об- ряды, а иногда и определяли себя как христиан.[9]
Если кто не знает, Сивас - это турецкое название Севастии - древней столицы Малой Армении. Тоже, какбе не сильно удивительно, что там курды вспоминали, что их предки были христианами.

Уменьшению числа курдов-христиан способствовали регулярные притеснения и нападения, кото- рые они испытывали со стороны мусульман, имели место и случаи истребления и геноцида, подробно описанные в конце XIX века.
Тут у "Серафима" маленькая текстологическая ошибка. Не "уменьшению числа курдов-христиан", а "уменьшению числа армян-христиан", постоянно подвергавшихся террору со стороны этих самых мусульман, которые как раз и были курдами.

Но если к концу XIX века христианство среди курдов постепенно угасало,
Ну, да. Как курды уничтожили армян в Западной Армении, так среди них и угасло Христианство.

то в ХХ веке начался процесс возвращения курдов к христианству.
Ну, прямо толпами ломонулись. В очередь на прием в христиане становятся...

И он затронул не только простых людей, но и знаменитых. Так, например, один из выдающихся курд- ских лидеров в иракском Курдистане, шейх Ахмед Барзани, во время восстания против иракского правительства в 1931 г. объявил о своем обращении в христианство. [10] В последние годы многие курды мусульманско- го происхождения обращаются в христианство. Один из самых известных на Западе курдских христиан Даниэль Али, который принял католи- цизм в 1995 году, опубликовал две книги об от- речении от ислама.
Что интересно, так это то, что будучи ключником, наш "Серафим" презирает католиков за их "ереси". Но тут, как упустить случай похвастать "массовостью" переходя в Христианство, даже если то Христианство "еретическое". )))

Другой известный курдский христианин Маджид Мохаммед Рашид создал сеть для бывших курдских мусульман. В настоя- щее время в этой сети состоят более 2000 человек. [11] С 2001 в Иракском Курдистане действуют три протестантских христианских школы с обучением на английском языке, к 2005 году в этих учебных заведениях в Сулеймании, Эрбиле и Дахуке обуча- лось уже 700 студентов.
Ай, яй, яй! Какой непорядок! Столько людей и все в "еретики"! И куда "православные курды" смотрят? "Серафим", Вам срочно нужно туда, чтоб спасти их от "ереси". ))))

Встречаются упоминания о курдском племени армен-варто в северной части Курдистана, сохранившем с древнейших времен приверженность к христианству.
А как Вам название курдов - Армен-Варто? )))))))) тут мы видим пример христианизированных Армянской Церковью курдов, почему они для самих курдов стали армянами. ))) "Серафимушка"! Может спасибо скажите Святой Армянской Церкви, что заботилась она и просвещала Ваших дикий предков, делая частью цивилизованного мира? Или дальше будете блеять про "монофизитов"?

Также курды, на протяжении веков и до- ныне сохранившие верность христианству проживают в области Хаккари на севере Курдистана, в Тур Абдине и среди племен милан и бараз, в западном Курдистане.
Да неужели? И к какой церковной юрисдикции они относятся, коль "доныне сохранили верность христианству"?

Подробных исследований этого вопро- са не проводилось, но считается, что большая часть курдов-христиан проживает на территории Турции.
Т.е., на территории Западной Армении. Так ведь, "Серафимушка"?

... Хорошо известно, что даже некрещеные курды, как мусульмане, так и езиды, ходят в право- славные храмы, особенно почитают блаженную Матрону Московскую, отмечают Пасху, держат дома иконы, — всё это свидетельствует об их осо- бом расположении к православному христианству.
Вообще-то, это называется религиозная всеядность и неразборчивость. Я бы таким не сильно похвалялся бы. А упоминание Матроны и вовсе свидетельствует о слабости ума таких "особо расположенных"..

Вполне возможно, что эта тяга передалась им от предков, исповедовавших христианство.
Ну, это уже если их предки были русскими. Никто больше, кроме русских, Матрону не почитает. да и то, нормальные русские сами от культа ее почитания шарахаются. Там где Матрона, там одни ключники, один из которых наш "Серафимушка" - "православный-езид"... ))))))

_____________________________________

На этом великая эпопея нашего "православного курда Серафима" о "курдском христианстве" заканчивается. Прошу прощения у всех моих читателей, что заставил читать этот прокомментированный мной бред. Хотя, уверен, что многим это понравилось, поскольку им интересна тема Восточного Христианства и Армении. "Серафиму" же пожелаем все же набраться ума и впредь врать по меньше, не забывая, что он все же уже типа "христианин". Нужно как-то соответствовать образу. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий