среда, 17 августа 2011 г.

Яхве - это только Отец, или и Сын тоже?


Пол дня я провел в сообществе [info]bibleist  в теме  http://community.livejournal.com/bibleist/123833.html

Сошлись с [info]khazarzar -ом в "интеллектуальном поединке" не на шутку... Он пытался доказать, что Христос для христиан хоть и предвечный Бог, но никак не Яхве (Иегова), а я, соответственно, доказывал обратное, что если Христос Бог, то Яхве, а если не Яхве, то Богом Он быть не может. Пересказывать всего не стану, поскольку кому это интересно, сходит туда почитать (а почитать есть что). Тут же дам несколько примеров того, что по Библии Христос именно тот самый Бог, что в Ветхом Завете по еврейски именован Яхве (Иегова).

Понятно, что в Новом Завете, где, собственно и повествуется об Иисусе Христе, нет ветхозаветного ивритского написания имени Бога. Поэтому для выяснения того, является ли Иисус Христос Иеговой, нужно или показывать пример переведенного на греческий имени или демонстрировать параллели с Ветхим Заветом. Вот одну такую параллель я и показал в той беседе на [info]bibleist-те -



Новый Завет:
«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;... не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:10-18).

Ветхий Завет:
«Так говорит Иегова, Царь Израиля, И Искупитель его, Иегова Саваоф: Я ПЕРВЫЙ и Я ПОСЛЕДНИЙ, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6).

Новый Завет:
«Се ГРЯДУ скоро, и возмездие Мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, НАЧАЛО и КОНЕЦ, ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ» (От.22:12).

Ветхий Завет:
«Вот, ИЕГОВА БОГ ГРЯДЕТ с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его» (Ис.40:8).

Новый Завет:
«Ибо ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27).

Ветхий Завет:
«Вот, Иегова объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: ГРЯДЕТ СПАСИТЕЛЬ твой; Награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ис.62:11).

Новый Завет:
«Ей, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ!» (От.22:20).

Теперь пример, который не упоминался в том разговоре - Иоанн Креститель, готовя Израиль к встрече с Господом Иисусом Христом цитировал слова Исаии пророка:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь ИЕГОВЕ, прямыми сделайте в степи стези БОГУ НАШЕМУ…» (Ис.40:3; Мтф.3:3).

Конечно, Иоанн не цитировал пророка дословно. Это был просто пересказ, в котором по иудейским нормам имя Иеговы было произнесено как «Господь», и вместо «Богу», что тоже было табуировано, было сказано «Ему». Да, Иоанн Креститель пришел в мир, предшествуя пред лицом Господа Бога,
«в духе и силе Илии. ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:15-17,76).

Именно на Иоанне Предтече исполнилось ветхозаветное пророчество о предшествующем пред Иеговой пророке Илии. И хотя он не был самим Илией, о чем и говорил фарисеям и книжникам, но все же то, что он и был предсказанным предшественником Христа, подтверждается словами Самого Господа (Мф.17:10-13). Вот как говорит Бог Иегова Саваоф:
«Вот, Я посылаю ангела (вестника) Моего, и он приготовит путь ПРЕДО МНОЮ, и внезапно ПРИДЕТ в храм Свой ГОСПОДЬ, Которого вы ищете, и АНГЕЛ ЗАВЕТА, Которого вы желаете… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И ОН ОБРАТИТ СЕРДЦА ОТЦОВ К ДЕТЯМ и сердца детей к отцам их, чтобы Я, ПРИДЯ, не поразил земли проклятием» (Мал.3:1; 4:5,6).

И, наконец, наиболее сильный пример, подкрепленный ветхозаветной параллелью, дан нам апостолом Иоанном. В своем Евангелии (12:36-42), он сетуя о том что, невзирая на чудеса, иудеи не веровали в Иисуса, Иоанн цитирует слова Исаии пророка:
«народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Евангелист уверен, что это сказал Исаия, когда видел славу Господа Иисуса Христа и говорил о Нем:
«В год смерти царя Озии, видел я Господа, сидящего на престоле высоком… Вокруг Него стояли Серафимы… И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, Свят, Свят ИЕГОВА САВАОФ! Вся земля полна СЛАВЫ ЕГО!» … … глаза мои ВИДЕЛИ ЦАРЯ, ИЕГОВУ САВАОФА… и сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидете. Ибо огрубело сердце народа сего, И ушами с трудом слышат, И очи свои сомкнули, Да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, И не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Ис.6:1-10).

Не плохой пример - указание на пророчество (Мф.27:9), в котором Иегова говорит о том, как Он будет предан за тридцать серебрянников, когда придет на землю:
«И скажу им: если угодно вам, то дайте МНЕ плату МОЮ, если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату МНЕ тридцать сребренников. И сказал мне ИЕГОВА: брось их в церковное хранилище, - высока цена, в КАКУЮ ОНИ ОЦЕНИЛИ МЕНЯ!» (Зах.11:12,13).

Как я показал в той дискуссии на "Библеисте", из примеров, где имя Бога в греческом переводе относится Христу можно предложить (Ин.18:4-6). Однако этот пример не очиведен для читающих русский Синодальный перевод. Синодальные переводчики не узрели, что в словах Христа - "εγω ειμι", евангелистом дан именно перевод Имени Иеговы "Я Есмь", а не просто "Это Я". Что именно имел в виду Христос, отвечая тем, кто пришел Его арестовать, ясно только из самого описания ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду:
«ιησους ουν ειδως παντα τα ερχομενα επ αυτον εξηλθεν και λεγει αυτοις τινα ζητειτε απεκριθησαν αυτω ιησουν τον ναζωραιον λεγει αυτοις εγω ειμι ειστηκει δε και ιουδας ο παραδιδους μετ αυτον ως ουν ειπεν αυτοις εγω ειμι απηλθον εις τα οπισω και επεσαν χαμαι» «Иисус же знающий все приходящее на Него, вышел и говорит им: Кого ищете? Ответили Ему: Иисуса Назорея. Говорит им: Я есмь. Стоял же и Иуда предающий Его с ними. Когда же сказал им: Я есмь, отошли назад и упали на землю»

Спрашивается, где логика поведения иудеев? Люди, которые видели Христа каждый день в Храме, скрипя зубами, слушавшие Его проповеди и кипевшие от ненависти к Нему, желавшие только того, чтобы связать Его и отвести в судилище, вдруг почему-то шарахаются и падают лицами на землю! Неужто из вдруг проснувшегося уважения? Сомнительно. Поведение иудеев было продиктовано далеко не почтением к Иисусу, а паническим страхом, который мог быть вызван тем, что им пришлось услышать! Это было не простое «это Я», а нечто от чего подогнулись коленки воинов и священнослужителей, вынудив их отпрянуть и содрогнувшись от мистического ужаса упасть на землю! Христос назвал Себя именем Бога. Конечно же, Он не сказал так, как написано в Евангелии от Иоанна - «эго эйми», потому что Он не говорил с иудеями по-гречески. Апостол записал сказанное Господом в переводе, и это было то слово, которое он никогда не стал бы записывать в виде тетраграмматона или греческими буквами в виде транскрипции – святое и страшное для иудеев имя Бога!

Комментариев нет:

Отправить комментарий