вторник, 9 августа 2011 г.

Маркион

Авторская статья для Экклесиопедии
http://ecclesiopedia.com/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BE%D0%BD

Маркион     Маркион — римский еретик II века, один из известнейших представителей раннего Гностицизма. Среди прочих ранних гностиков, Маркион известен тем, что стал первым составителем Новозаветного Канона, как Священного Писания.

Как всякий гностик, отрицавший создание верховным Всеблагим Богом тварного мира, Маркион отвергал Ветхий Завет, который в то время являл собой для христиан все Священное Писание. И поскольку еще не существовало канонизированного Нового Завета, он создал свое собственное "Священное Писание" из списка признаваемых им новозаветных Книг.

Однако, и к новозаветным текстам Маркион относился выборочно. В его канон входили Евангелие от Луки и десять посланий апостола Павла, исключая те места, которые противоречили его доктрине. Об остальных Книгах Нового Завета, что были распространены в Церкви, он учил, что авторы их были сторонники иудейства и что, кроме того, они искажены.



Жизнь Маркиона

Маркион родился в Синопе, в христианской семье. Благодаря своим христианским добродетелям был рукоположен в пресвитеры, однако, скоро был за ересь отлучен от Церкви собственным отцом-епископом.

Разбогатев на хлеботорговле, около 140 года, Маркион прибыл в Рим, где присоединился местной Церкви, и пожертвовав ей крупную суму денег, стал одним из авторитетных ее членов. Воспользовавшись достигнутым таким способом авторитетом, он скоро стал проповедовать свои взгляды, почему открылось его приверженность гностической ереси. Маркион был исключен из Римской общины и пожертвавнные им деньги были ему возвращены.

В 150 году, Маркион нашел в Риме единомышленника — гностика Кердона, после чего собрал вокруг себя общину последователей, таким образом организовав собственную секту. Он много путешествовал по Египту и Малой Азии и умер в Риме между 177 и 190 годами.

Учение

Учение Маркиона (Маркионизм) представляет собой разновидность Гностицизма. Ипполит, в философуменах, указывает в его системе черты учения Эмпедокла, однако, по заявлениям самого Маркиона, он ничего не заимствовал ни от греческой философии, ни из Египта, ни из Персии, и не признавал другого источника для религиозного учения, кроме Священного Писания. Это очевидно не так, поскольку в его системе четко обозначен стандартный набор гностических верований.

Как всякий гностик, Маркион приписывал создание тварного мира Демиургу, злобному существу, отождествляемому с ветхозаветным Богом евреев - Яхве. Демиург представлялся существом более низшего порядка, нежели верховный Всеблагой Бог, и уступал Ему в могуществе и ведении. Имел ли Демиург происхождение и бытие абсолютное, или же был эманацией от верховного Бога, не известно. Верховный Бог создал бытие нематериальное и невидимое, а Демиург создал тварный мир и его обитателей из сущности вещественного хаоса, без ведома верховного Бога.

В христологическом смысле Маркионизм был близок к Докетизму и отвергал реальное воплощение Иисуса Христа. Согласно Маркиону, Христос, был эманацией верховного благого Бога, обладавшим неким невещественным телом, так как вещество, для гностиков, есть зло. Но, оно не было и одним призраком, как учили другие гностики, исповедующие чистый Докетизм, а было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено было во внешнюю призрачную форму, почему было чуждо физического страдания.

Антропология Маркионизма была прямо связана с общей его дуалистической концепцией. Душа человека, как и тело, является творением Демиурга и первоначально отличалась свойствами своего творца. Соответственно, человек был чужим верховному Всеблагому Богу, а соответственно и Его Мессии Иисусу Христу. Но, не смотря на это, Христос, будучи эманацией верховного Всеблагого Бога, пришел искупить чужих Ему людей.

Согласно Маркиона, материя постоянно стремится возвратить в своё обладание ту часть человека, которая прежде находилась в её составе. Демиург борется против материи, но одолевает материя, и человек впадает в грех, вследствие чего его первоначальная природа изменяется в худшую. Таким образом получает бытие мир языческий.

В обладании Демиурга остаётся народ еврейский, для которого он дает Откровение и Закон. Закон справедлив, но, происходя не от Всеблагого Бога, несовершенен, приспособлен к природе человека низшего порядка, суров, дарует праведным Авраамово лоно, но грешникам присуждает геенну.

Поскольку Законом оказалось невозможным победить материю и дьявола, грех возымел господство и в народе еврейском. Тогда Демиург обетовал ему своего Мессию, который победит язычество и доставит господство иудеям, но вместе с тем совершит суд над ними по закону справедливости. Так как при этом большая часть людей должна была быть осужденной, то Всеблагой Бог, бывший дотоле в полном отчуждении от мира, сжалился над людьми и определил послать миру Своего Сына, который проявил бы в мире специальные свойства верховного Бога — любовь и милость.

Никакого предварительного Откровения о явлении в мир этого истинного Мессии дано не было. Истинного Мессию люди должны были узнать по учению и делам его. Этот Сын Всеблагого верховного Бога явился в Капернауме в 15-й год царствования Тиверия и, с целью обратить к себе иудеев, говорил, что он тот Мессия, которого предсказывали пророки Демиурга. Демиург, не зная о том, кто этот Мессия, и завидуя его славе, возбудил вражду к нему между иудеями, а дьявол, побудил и язычников соединиться с ними во вражде к Сыну Божию; таким образом Спаситель мира был распят.

Спасение совершено Сыном верховного Всеблагого Бога не только живых людей, но и умерших, для чего Он сходил в ад, где были избавлены от мучений язычники и ветхозаветные грешники. Ветхозаветные же святые, будучи довольны пребыванием в лоне Авраамовом, отказались послушаться Его и остались в прежнем состоянии.
Впоследствии должен и к ним прийти Мессия, на это раз Мессия Демиурга, который соберет сынов Израиля со всех стран, создаст всемирную монархию иудеев и дарует им земное блаженство, а людей подвергнет мукам, кроме спасенных Сыном Всеблагого Бога. Души их будут освобождены от материи, то есть плоти, и, находясь в телах духовных, будут обитать с Богом и в Боге. Воскресение тел в их земном виде Маркион отрицал.

Для выяснения своего учения Маркион написал «Антитезы» — о взаимном отношении между Ветхим и Новым Заветами, или между Демиургом, представителем строгого мздовоздаяния, и верховным Всеблагим Богом, воплощением любви и милости.

Благочестие и Таинства в Маркионизме

Маркионизм отличался строгим аскетическим ригоризмом. Маркион запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия при Крещении отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей её меры, причём безусловно запрещалось мясо и вино. Особенно настаивал на непоколебимости в вере во время гонений. Маркион называл своих последователей «сотоварищами в ненависти и скорби». Маркиониты не только не избегали преследований за Христа, но нередко напрашивались на них, и их секта гордилась обилием своих мучеников.

Кто чувствовал себя не в силах выполнять все эти требования, тот оставался в обществе маркионитов лишь на степени оглашенного, хотя, вопреки практике Апостольской Церкви, и оглашенные у них допускались до всех Таинств. В случае смерти оглашенного допускалась замена его, для крещения, другим. Крещение могло быть совершаемо трижды - при каждом повторении его прощались грехи, совершенные со времени предыдущего Крещения. Евхаристию совершали на воде. Седьмой день недели (субботу) освящали особым постом.

Дальнейшая судьба и распространение Маркионизма

По смерти Маркиона, его секта разделилась на две партии, о которых сведения сообщаются в философуменах Ипполита. Во главе первой партии стоял Апеллес, действовавший в Египте, в сопровождении некоей Филумены, которую выдавал за пророчицу. Он отрицал вечность начала зла, или материи, и считал её творением Бога, который создал весь видимый мир по образу невидимого, но не мог довести первый до степени совершенства последнего. Тело Сына Божия не было только призрачным, как учил Маркион, но материальным, состоявшим из тончайших воздушных элементов, рассеявшихся при вознесении, так что только душа его вознеслась на небо. Характеристично изречение Апеллеса: «Каждый должен неуклонно пребывать в своём учении, каково бы оно ни было, только бы веровал в распятого Иисуса и делал добро — спасен будет».

Во главе другой фракции Маркионитства стоял Тациан, уроженец Ассирии, сначала философ-платоник, потом христианин, ученик Иустина Мученика, по смерти учителя усвоивший учение Маркиона о противоположности между Ветхим и Новым Заветами и о презрении к плоти — материи. Он проповедовал это учение на Востоке, где его последователи носили название энкратитов (воздержников) и гидропарастатов (водопийц). Из других вождей маркионитства известны Северс, Кассиан, Гермоген и Ермий, отчасти повторявшие, отчасти видоизменявшие учение своих предшественников.

К V векуМаркионитство было распространено в Малой Азии, Сирии, Армении, а на Западе — в Риме и Карфагене, и считалось одной из наиболее опасных для Церкви ересей. Многие Учителя Церкви считали своей обязанностью полемизировать с Маркионом (Иустин, Феофил Антиохийский, Аполлинарий Иерапольский, Модест, Родоп, Ириней и др.). Самые обширные из этих сочинений — Тертуллиана, «Adversus Marcionem libri quinque» и «Adversus Hennogenem». В первом из них особенно важен подробный разбор сочинения Маркиона «Antitheses». В III веке явилось сочинение против Маркиона даже в стихах, приписывавшееся Тертуллиану. Опровержению Маркиона посвящали ещё свои труды Климент Александрийский и Ориген. Специальное сочинение против Маркиона написал также Ипполит, но оно доселе не найдено, хотя думают, что содержание его повторяет Епифаний, в своём Панарии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий