суббота, 13 августа 2011 г.

Зрите в корень, ибо храмы лишь предлог

Или "Откуда в Армении "грузинские" храмы"?"


Я уж думал, что информационная возня грузинских пропагандистов (мелких и крупных) вокруг "грузинских" храмов в Армении утихла, по естественным причинам отсутствия с грузинской стороны реальных доводов в защиту своей позиции. Поэтому и не стал писать на эту тему, чтоб не давать повода к стенаниям братьев наших... хоть и обещал несколько раз осветить вопрос. Но, тут явный повод вернуться к "теням забытых предков". Встретил вот такую грузинскую версию освещения вопроса -

Оригинал взят у [info]blumgardt в Лори - Потерянная Грузия в Армении

Придется прокомментировать...

____________________________

Если посмотреть в учебники истории Грузии можно прочитать о том как в 1118 Давид Cтроитель присоединил регион к Грузии, в основном из за его стратегического расположения.

Мы можем обойтись и без грузинских учебников, т.к. это не секрет ни для кого, что Грузинское царство, сумевшее устоять после турецкого вторжения в Малую Азию, стало укрепляться и само захватило Армянское Ташир-Дзорагетское царство, также (в отличие от Анийского царства) устоявшее против византийцев и турок. Столицей Ташир-Дзорагетского царства был город Лори - центр одноименной области северной Армении (кстати, это моя Родина, и руины крепости Лори видны из моего окна).

Уже с 1186 года регионом управляли Мхаргрдзели. Лори так же был краем Меликишвилов у которых могильник и крепость располагалась в Ахтале.

Под этим определенно грузинским прозвищем "Мхаргрдзели" (Долгорукие), скрывается род армянских князей Закарянов, которым грузинские цари за "верную службу" и переход в Халкидонизм вручили управление армянскими землями, вместо изгнанных ташир-дзорагетских армянских царей династии Кюрикидов. (Род Меликишвили тоже "грузинские" князья армянского происхождения, еще большие вероотступники ради титулов и земель. Может быть именно поэтому они и захоронены в могильнике? :)))))))) ).

Hекое время управляли ей и армянские цари.

О каком времени речь? Мысль не понятная. Впрочем, автор не отличается умением ясно излагать мысли.

Сегодня территория Лори входи в состав Армении. Он был передан Армении после советизации Грузии 1921 году.

Автор не точен. Большая часть армянской области Лори, пробывшей в составе Грузинского царства вплоть до захвата Грузии Российской империей, вернулась в состав Армении в результате освобождения ее армянскими войсками и восставшим народом в ходе т.н. Армяно-Грузинской войны 1918 года, когда после распада империи народы Закавказья создавали свои независимые республики.  Лишь небольшая часть области, объявленная "нейтральной" была возвращена Армении уже большевиками. Некоторые же северные районы области и поныне остаются в Грузии и заселены в основном тюрками, вытеснившими отсюда армянское население.

Но сегодняшняя статья не об этом. Разговор о грузинских церквях этого региона.
Постараюсь изложить все кратко .


Автор хочет показать, что он далек от самой сути претензий грузинской стороны к Армении, которая лишь прикрывается требованием "вернуть" церкви. А суть этих претензий не в нескольких разрушенных храмах, а в территориальных претензиях на армянскую область Лори-Ташир. Понятное дело, что сейчас у Грузии нет сил и способностей отстоять даже свои территории, а не то, чтобы замахиваться на армянские, но ведь укрепить базу будущих намерений нужно уже сейчас. Для начала нужно всех вокруг уверить, что в Лори есть грузинские церкви, а отсюда уже и будет исходить верование, что это грузинские земли. А там, глядишь, окрепнут, начнут мускулами играть... А пока националистической истерией и воплями  о храмах и землях наполнена грузинская блогосфера.

Ну, ладно. Пусть наши братья мечтают себе на здоровье о возврате "грузинских" земель, а мы вернемся к "грузинским" храмам в Армении. Автор статьи грузин, а потому нам понятно его естественное желание видеть кругом все грузинское. Наверное и мы на их месте мысли ли бы так же. Но, мы не на их месте, а потому считаем те храмы армянскими, т.к. они не просто в Армении построены, а построены именно армянами. Аргумент грузинской стороны о том, что храмы те явно халкидонитские (или как говорят грузины - "православные") и в них имеются надписи на грузинском языке, для нас не более чем "пена на поверхности". И несерьезность грузинских претензий очевидна всякому трезво мыслящему человеку. Об этом ниже...

Совсем не давно завершился долгожданный визит Католикоса всех армян Гарегина II в Грузию. Как известно армянская церковь уже давно имеет свои претензии к грузинской стороне и требует передачи несколько церквей которых онa считают своими. Есть также претензии и о юридическом статусе армянской церкви в Грузии. Но мало ли кто знает о том, что такие претензии к армянской стороне есть и у Грузии.

Тут со всей очевидностью явствует непонимание грузинским блогером (как и всем грузинским сообществом) объективной ситуации. Вопрос даже не в том, каково происхождение тех храмов, вернее, многовековых руин в Лори, которые хочет выторговать для себя ГПЦ. Проблема совершенно в ином. ААЦ не требует от Грузии некие, века назад покинутые руины, называя их "армянскими", чтобы этим предъявить некие историко-политические претензии к соседнему народу. ААЦ просто требует отдать реальным армянским верующим реальные же армянские церкви в местах их проживания. Ситуация была бы симметричной, если бы в Армении была огромная грузинская диаспора, и ее храмы захватила ААЦ.

То, что у нас эти храмы считаются "армяно-халкидонитскими" - не просто некое голословное утверждение, но отражение исторической реальности. Как бы не старались грузинские пропагандисты и мелкокалибровые визгуны в блогах представить этот район "грузинским", чуть ли не от той самой обезьяны, от которой произошли только грузины, и что якобы армянское население там "пришлое", и т.п..., факт останется тот, что это армянская земля, где жили именно армяне, а не грузины, на протяжении всей истории региона. При том, что грузинские национал-историки любят разглагольствовать о "грузинской государственности" в этих районах еще до того, как на Земле появился гомо-сапиенс, а армяне тут и рядом не сидели, все же историческая реальность не в пользу таких верований. Грузины в Лори практически не водились даже тогда, когда эта область пребывала в составе Грузии. В лучшем случае, грузинские фрустраторы могут рассказать, мол у кого-то там дядя жил. Но, а у меня дядя жил в Новосибирске, что ж мне теперь, требовать. чтоб Новосибирск признали армянским?

Как всякий может догадаться, с присоединением этих армянских территорий к Грузии в 12-ом веке, при активном содействии вассальных вероотступников Закарянов, здесь Грузинской Церковью среди армян насаживается Халкидонизм. Насаждение своей религии - это обычная практика всякого завоевателя, и грузины не были в этом деле оригинальны. Ведь в древности, в отличие от наших дней, этнос определялся не столько по кровному родству, сколько по единству веры. А потому, приобщив другой народ к своей вере, любой завоеватель ассимилировал его в себе, тем самым ослабляя его, и усиливая себя. И, естественно, что при такой политике на территории Армении строились халкидонитские храмы.

Причем нужно заметить, что присоединение армянских земель к Грузии не ограничилось одним только Лори-Таширским регионом. При непосредственном военном руководстве Закарянами, большая часть территории всей исторической Армении (включая полностью территорию современной Республики Армения) была присоединена к Грузии. Т.е. Грузия, до того бывшая относительно небольшим племенным государством, с помощью армянских же войск превратилась в достаточно крупную империю, большую часть которой представляли армянские земли. Таким образом, епископы ГПЦ воссели по всей Армении, и даже в ее недавней столице - Ани. Ниже, для наглядности, я вставлю две карты (т.е. это не иллюстрации авторской статьи), чтоб было понятно, что такое Грузия (Иверия) и что такое Армения в древности, и какие имено армянские земли были присоединены к Грузии Закарянами -

Файл:Roman East 50-it.svg

Файл:Geor tamro aandersen.GIF

Но прислав в Армению своего епископа, ГПЦ не могла прислать туда грузинское население. Грузины все же не тюрки, которые как перекати-поле кочуют с пастбища на пастбище - куда бараны, туда и Мехмет.... Грузины оседлый народ, и весьма крепко привязаны к своей земле. В этом смысле поучиться бы у них и армянам, которые хватаются за чемоданы от одной только мысли, что где-то на чужбине может быть лучше чем у себя дома... Хотя кто-то из грузин и мог переселиться в Армению, но в любом случае, массовых переселений не было и быть не могло, хотя бы потому, что грузины не были настолько многочисленны, нуждаясь в освоении новых территорий. Т.е. в Армении даже под властью грузин не было причин для строительства именно грузинских церквей. А потому, все халкидонитские храмы тут были именно армянскими, хотя и в юрисдикции ГПЦ. Ведь некоей особой "Армяно-халкидонитской Церкви" никогда не существовало в природе.

Кто-то может сказать, мол раз приходы тех церквей были в юрисдикции Грузинской Церкви, то они грузинские, даже если прихожане армяне. На самом деле это не так.  Ситуацию с армяно-халкидонитами можно сравнить с католико-униатами в Украине. Чьи их храмы? Украинские или итальянцев, поляков, австрийцев? Несомненно, украинцев, ибо строили их украинцы, они же там молились... Другое дело. что украинские униаты, под властью поляков и австрийцев крепко засели в латинской вере, в то время как армяне засиживаться в греческой вере в ее грузинском изводе не очень-то хотели. "Армяно-халкидонитство" времен грузинской оккупации Армении - штука не только не распространенная (ведь большинство армян всегда оставались верными своей Церкви), но и штука поверхностная, привлекавшая исключительно приспособленцев и ренегатов, таких как Закаряны. Ведь без исповедания госрелигии, никто не мог даже надеяться на государственную карьеру в "православном" государстве. Это тоже аксиома. Тем не менее, армяне-униаты были, а потому они строили себе свои униатские армяно-халкидонитские храмы.

Постепенно, под натиском тюрок, Грузия теряла свои завоевания в Армении и в итоге сама стала объектом постоянных набегов мусульман. Потеряв даже многие свои исконные грузинские земли, тем не менее, Грузии удалось сохранить за собой армянскую область Лори, вплоть до момента присоединения к России. Но, опять-таки, какого бы то ни было значительного грузинского населения там по прежнему не было, поскольку будь оно там на момент вхождения в Россию, оно там бы сохранилось и к моменту выхода из России. А факт тот, что в 1918 году, к началу Армяно-Грузинской войны из-за этой территории, там, не считая тюркских кочевий, проживали почти только армяне. Собственно говоря, этим и объясняется та относительная легкость, с которой за две недели грузинские войска были изгнаны отсюда.  Сложно воевать на "своей территории", когда вокруг только "вражеское население".

Естественно, что с ослаблением Грузии, с неспособностью дальше проталкивать Халкидонизм среди армян, прежде бывшие "халкидонитами" армяне (если не успели стать грузинами, что было возможно на территории самой Грузии) вполне успешно вернулись в лоно своей Церкви. Таким образом, не только пришел конец т.н. "армяно-халкидонитству", но и некогда халкидонитские армянские храмы стали бесхозными и пришли в упадок. А ведь будь там местное грузинское население, наверное не выглядели бы эти храмы так плачевно? Но вот и спрашивается - где же грузины в Лори, если это "грузинская земля"? Куда они делись, ведь насильственной депортации между грузинами и армянами не было? Грузины оттуда были вытесненны тюрками? Чепуха. Такое можно утверждать о Джавахке, объясняя отсутствие грузин в этой области существованием в Джавахке тюркского ханства. Но Лори ведь с 12-го века непрерывно была в составе Грузии, и тюрки не могли оттуда выжить грузин. Вот вопрос, на который не смогут дать ответа наши оппоненты.

Однако, вернемся в 12-й век, ко временам могущественности Грузии, когда в Армении стали появляться халкидонитсткие храмы. Откуда они брались? Строились, видимо... Закаряны, как бы не бедные ребята были. Конечно же армяне-халкидониты строили себе храмы... ну, это если не переделывали в халкидонитские храмы уже существующие храмы ААЦ. Тоже, как бы сильно не приходится сомневаться, что такие прецеденты были. И что самое интересное в этом деле, многие те храмы и монастыри в Лори, на которые сегодня претендует ГПЦ, основаны задолго до грузинского завоевания в 12 веке и имеют однозначно армянские названия. Та же Ахтала, что занимает первое место в грузинских рейтингах на звание "грузинского монастыря", основана в 10 веке, т.е. за два века до того, как Закаряны сделали его "православным". Собственно говоря, древнее название монастыря - Пхиндзаханк, что переводится с армянского как "Медный рудник".

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0

Точно так же был переделан в "православный" и второй в грузинском рейтинге монастырь Кобайр -

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80

И что интересно, при том, что эти храмы изначально принадлежали ААЦ, она на них не претендует и не претендовала никогда с тех пор, как они стали халкидонитскими. В ААЦ и со своими-то руинами не знают что делать... Сейчас это только вопрос "национального наследия", а потому, естественно, судьбу этих храмов должно решать армянское государство, а не ААЦ. В конце концов, это только РУИНЫ. Их ценность, как например, у афинского Акрополя, у Пирамид Гизы или римского Форума, только историческая и археологическая, но никак не богослужебная. В то же время, армянские храмы в Грузии отнюдь не столь древние, и не имеют такой исторической ценности, как эти храмы 10-11 веков. Армянские храмы в Грузии имеют ценность, прежде всего, как культовые сооружения, т.е.  для проведения богослужения армянской общиной. И вот они захвачены или готовятся к захвату Грузинской Церковью, желающей их присвоить.... Как говорят в Одессе, между положением дел в Армении и в Грузии - "две большие разницы".

К этому можно добавить и то, что будь в области Лори грузинские общины, то даже невзирая на армянское происхождение тех халкидонитских храмов, Армения бы передала их им в пользование. Т.е. претензии грузинской стороны не только не симметричны, но со всей очевидностью свидетельствуют об их неадекватности. ГПЦ из-за некоей своей "идеи фикс", а именно ради "возврата грузинского наследия", лишает тысячи армян Грузии возможности молиться в своих храмах.

На пример такие церкви в Лори (область в Армении) как Ахтала, Кобаир(и), Хневанк(и), Хучап(и), Киранс(и) и несколько других церквей и вправду принято считать по просихождению православными т.е. грузинскими.

Ага. А в Азербайджане принято считать Гандзасар "азербайджанским" по происхождению. Но азербайджанцы хотя бы не отождествляют себя с Православием...)))

Сегодня я бы хотел коснутся этой темы. Поговорить о нескольких вышеупомянутых церквях и посмотреть, могут ли они претендовать на грузинское происхождение

Нужно бинокль купить, чтоб лучше посмотреть. А вдруг через бинокль узрится, что храмы построенные армянскими царями до грузинского вторжения в Армению имели "грузинское происхождение".


Ахтала - епископская кафедра, которую основал Вахтанг Гортасали. Именно он основал на эту территорию Агаракскую епископскую кафедру, который был одним из важеншых духовно-культурных центров "Квемо Картли".


Это пример извращения исторической реальности в силу непонимания или игнорирования сути вопроса. На самом деле, эта область Великой Армении, при ее разделе между византийцами и персами в 5-ом веке, была передана персами вассальной Грузии (другая часть - Арцах и Утик, были переданы Алвании). В силу тогда существовавших церковных канонов, канонические территории поместных Церквей совпадали с границами государственными или административными. По этой причине армяно-населенные области перешедшие к Грузии (и Алвании) стали епархиями Грузинской Церкви (Алванской Церкви). И при этом, эти Церкви продолжали быть в каноническом единстве с ААЦ с признанием авторитета и первенства за армянским католикосом. Как бы не мечталось нашим братьям, Лори не было некое "Квемо Картли", как не были "Азербайджаном" Арцах и Утик.

Позже, IX-X вв этот край перешел к армянским Багратунянам,

С арабским завоеванием, прекратилось временно византийское и персидское засилье, а потому Армянской Церкви удалось объединить весь свой народ, во всех армянских областях под своим окормлением. И естественно, что с уходом арабов, практически все армянские земли обрели свою, армянскую государственность. Лори вошла в состав Армянского царства Анийских Багратидов, а позже выделилось в отдельное Ташир-Дзорагетское царство, с династией Кюрикидов - ветвью династии Багратидов.

хотя большая часть Лори в XI в. вернулась в состав Грузии

Не в 11-ом, а в 12-ом (1118 г.).. и не "вернулась", а была захвачена Грузией, после чего, грузинский царь стал именоваться и "царем армянским". Армяне из своего Ташир-Дзорагетского царства не могли "вернуться" в Грузию, они же не грузины... ))) да и не стал бы грузинский царь именоваться армянским, если бы он не понимал, что претендует на власть в Армении, а не в еще одной области Грузии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80-%D0%94%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

и с тех пор до 1920 года, этот край был духовным центром ГПЦ в "Квемо Картли" 

А почему перестал им быть после 1920 года? Не иначе, как оказалось, что там никогда грузин не было? ))))) На самом деле, автор явно забывает о "маленькой неприятности", постигшей грузин и их Церковь во времена русской оккупации. В 1811 году, Грузинская Церковь по факту была ликвидирована русскими, и превращена в филиал РПЦ. И каким это образом Лори мог быть "духовным центром" для грузин (даже если бы они там были), если их "духовный центр" был в Санкт-Петербурге, в канцелярии обер-прокурора Синода? Не иначе, как целый век грузинской истории выпал из голов грузинских заглядадаев на армянское достояние...

Возрождения края связано с XIIIв. Именно в это период c поддержкой царицы Тамары и деятельностью Иоанна Мхаргрдзели и его сына Авага, начался новый этап строительства и возрождения монастыря (Как и Иоанн так и Аваг похоронены в монастыре). Именно с именем Мхаргрзделов связано построение основной части монастырского комплекса.

Все верно. И если с именем армяно-халкидонитов - Иоанна и Авага Закарянов связано "построение" комплекса (хотя он существовал за долго до них) и сами они там похоронены, то этот монастырь таки армяно-халкидонитский, а не грузинский. При том, что украинцев успешно "москвофицировали", тем не менее, их храмы украинские, а не великоросские, пусть даже они и подчиняются Московскому патриархату.

По архитектуре монастырь типично грузинский.

Как говорил мой один русский "знакомый друг" - сама грузинская архитектура типично армянская )))))))))))) Грузинские храмы в сути своей "армянские", отличаются только конфессионально обусловленными элементами, как например алтарь. Но такие вещи легко перестраиваются и видоизменяются, что мы и видим сегодня на примере тбилисских армянских храмов, которые, в силу их внешней неотличимости от грузинских, легко переделываются в "грузинские". Сломали армянский алтарь, поставили грузинский, и все дела...


В монастрыре активно переводили православную литературу с грузинского на армянский об этом свидетельствует и сохранившийся в рукописи 1248 года колофон «выполненный рукой недостойного Симеона», который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Плиндзаханк» 

Да, да. Это как раз и подтверждает то, что монастырь был армянский, а потому и адаптировали грузинские письмена для армянских читателей. При этом насельники монастыря даже не подумали изменить армянское название «Плиндзаханк» (Пхиндзаханк - Медный рудник) на грузинское. Это случилось много позже, когда здесь в 1438-ом действительно учредили форпост ГПЦ.

В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.

Да понятно... К тому времени "армяно-халкидонизм" уже был не актуален, потому для сбережения "грузинской собственности" монастырь вместе с прилежащими селами прихватизировали в собственность католикоса ГПЦ. Это очень похоже на то, как Константинополь со Святой Софией стал собственностью турецкого султана.

О грузинском происхождении храма свидетельствую и надписи на надгробных камнях. Также надписи на фресок и на стенах Монастыря.

А о турецком происхождении Святой Софии свидетельствуют суры из Корана, что там турки написали... Уважаемый грузинский товарищ как-то упускает из головы ту мысль, что надписи на стене некоего сооружения свидетельствуют не о ПРОИСХОЖДЕНИИ, а о том, что там кто-то похозяйничал. Например, в моем подъезде есть надпись от некого "лоха Васи", сообщающие читателю, что Вася лох тут жил... но что-то мне не верится, что наш дом построен этим лохом Васей. Конечно, Вася лох возле нашего дома не похоронен, просто не принято, но возле церквей принято было хоронить, потому и могила есть.

А то, что надписи на грузинском языке, так и на могильных плитах возле храмов УПЦ сплошь русские надписи. Может Путину предъявить претензии к Украине, чтоб вернули "русское достояние"? И дело даже не в том, что в Грузинском царстве насаживалось все грузинское, почему даже на армянских территориях официальным был грузинский язык, откуда и написи кругом... Да к тому же, с 1438 года монастырь был реально огрузиненный, т.е. перестал быть армяно-халкидонитским, но стал непосредственной собственостью католикоса ГПЦ. И как тут в принципе не взяться надписям?

Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг.

Вот, кабы они датировались хотя бы 905-917 гг., и сообщали бы читателю, что с момента основания они принадлежат ГПЦ, то тогда было бы о чем говорить. 

В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. В нижней части зап. стены изображены святые Грузинской Церкви, среди которых Св. равноапостольные Нина и Иоанн Зедазнели. В южном и северном рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю.


Да все это понятно. Кто спорит? В Украине и поныне строят храмы в "московском" стиле. Времена и обстоятельства диктуют то, каким быть храмам. Но на ПРОИСХОЖДЕНИЕ это не влияет. София Киевская была построена, когда вместо Москвы был лес, и там разве что медведи гуляли... и ничего, Московский патриархат вполне себе на него претендует.


Кобайр монастырь, расположенный близ города Туманян. Монастырь был основан в 1171 году дочерю царя Ташир-Дзорагетского царства Кюрике II Мариам. Через два века подвергся значительному разрушению во время сильного землетрясения. Руины известны прежде всего своими уникальными настенными росписями — фресками, созданными под грузинской и византийской

Вот именно. Дочерью армянского царя Кюрике, которого грузины лишили царства. Кстати, товарищ это переписал из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80 но процитировал не точно. Как-то "скромно" обошел упоминание об армянском влиянии. )))

Делать длинный исторический ракурс не буду. Представлю вашему вниманию фото где очень четко видны только грузинские надписи.

И мы понимаем почему он не будет делать этот "ракурс". Делать не из чего. Историческая реальность не в пользу грузинской версии. Остаются только грузинские надписи времен грузинской оккупации Армении. Вот таки стоят пред глазами суры из Корана в Святой Софии и надпись сделанная Васей лохом у меня в подъезде...


Монастырь Хневанк

Монастырь Хневанк о котором я уверен в Грузии большинство даже и не слышали:

Конечно, о многих армянских монастырях в Армении в Грузии даже не слышали. Как собственно, о многих грузинских монастырях в Грузии мы не слышали.




Впрочем продолжать можно долго.

Это точно! И сколько не продолжай, везде имя Закарянов, хоть и по-грузински...

Как видно Монастырей и Церквей в Лори с грузинским следом не мало. 

Как говорил великий Цезарь - "Пришел, увидел, наследил!". ))))))))))))

Точно число даже не установлено.


Как и не установлено число христианских храмов в Турции, переделанных под мечети. Вот только турки честнее, они не утверждают, что эти храмы имеют турецкое происхождение.

Я не буду утверждать что все они грузинские. Неверное вы сами должны сделать выводи.

Это хорошо, что утверждать не будете. Видимо чувствуете, что это не так. Уверен, что многие сделают выводы, хотя, некоторые останутся при своем мнении.

Для меня главное, что бы наконец Грузинская и Армянская сторона согласились создать комиссию, которая установила бы всю правду об этих и о других монастырях и церквях.

А в чем проблема? ААЦ еще при визите католикоса Гарегина в Грузию сказала - подтвердите историческими фактами грузинское происхождение этих храмов, и получите. Главное, чтобы эта песня про "комиссии" не была предлогом затягивать возврат армянских храмов в Грузии армянским верующим.


2 комментария: