суббота, 20 августа 2011 г.

Арутюнова-Фиданян, ее лживость и ее фантазерство



В этой теме - Гуру гаврасоидов и ее главный призыв, я рассказал об "ученой", причем "армянской ученой" Виаде Артуровне Арутюновой-Фиданян и обещал наглядно продемонстрировать ее лживость, невежество и склонность к фантазированию на темы мифических "армян халкидонитов". И вот наконец-то у меня дошли да нее руки. Все выше перечисленные ее характеристики я продемонстрирую с помощью комментариев на ее статью "АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ" в т.н. "Православной энциклопедии" - http://www.pravenc.ru/text/76122.html

___________________________________________________________________

АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ

Что касается самого этого названия "Армяне-халкидониты", то оно не является неким историческим самоназванием армян сознательно или насильственно состоявших в Византийской или Грузинской Церквях, а придумано в кон. XIX - нач. XX в. Н. Я. Марром и подхвачено Арутюновой-Фиданян, которая, не зная ни армянского, ни греческого языков (ни древних, ни современных), на этой исторической фальсификации сделала себе "научную карьеру".


(Правосл. армяне), средневек. общины армян, придерживавшихся правосл. вероисповедания, установленного Всел. IV Собором в Халкидоне (451).

Арутюнова-Фиданян, как отнюдь не армянская и отнюдь не ученая, течет в русле идущей от Византии русской религиозной традиции, считающей Православием именно византийский Халкидонизм (а точнее Постхалкидонизм). Естественно, что такое именование греко-русской церковной традиции есть ничто иное, как субъективная самооценка, а не констатация объективного факта. Православие - это Правое прославление Бога и наиболее чистое христианское Вероучение, основанное на Любви, что очень слабо вяжется с агрессивной имперской церковностью и обилием нововведений в их учение и обряд. Понятно, что все, что связано с религией, является крайне субъективным, поэтому и мнит каждый сам себя "православным", но ученый не может делать таких однозначных утверждений, мол вот эти "православные", а эти нет.


В VI в. между Вселенской Церковью и Армянской Апостольской Церковью произошел раскол,

Еще одно совсем даже не научное, а чисто конфессиональное религиозное утверждение.

Понятно, что группа национально-поместных Церквей, образовавшаяся после краха Византии с ее "вселенскими" амбициями, не является Вселенской Церковью, потому что Вселенная не замыкается ни на греках, ни на их духовных преемниках. Вселенская Церковь - это Единство всех поместных Апостольских Церквей Вселенной, неотделимой частью чего есть и поместная Армянская Апостольская Церковь. Чтобы назвать разделение между греческой и армянской Церквями расколом между Вселенской Церковью и ААЦ, нужно объявить греческую Церковь "Вселенской", что собственно говоря, и делают грекославные. Понятно, что в древности, во времена могущества Византии с ее "вселенскими" императорами это еще как-то воспринималось в самой империи, но сегодня, когда Грекославие представляет собой относительно небольшую группу национальных Церквей, с довольно глубокими национально-политическими противоречиями, такие претензии воспринимать без сарказма не получается.

Лживость и ненаучность данного утверждения проявляется еще и в том, что Арутюнова-Фиданян забывает о том факте, что разделение между греческой имперской Церковью и ААЦ было не единственным в то время, но обособилась имперская Церковь и от всех других древних Церквей восточных христианских народов. Ведь ни сирийцы, ни египтяне не признали Халкидонского собора. Да и сами греки его долго не принимали, из-за чего несколько императоров к ряду издавали указы отвергающие вселенские претензии Халкидона. И только Римская Церковь его признавала, поскольку это было вопросом авторитета Папства (ведь нельзя игнорировать то, что подписано Папой). И так бы греки и не приняли Халкидон, кабы Рим не устроил раскола с Константинополем, что влекло за собой болезненные политические последствия для византийских императоров, которые формально считались "Римскими" императорами. По этой причине, ради мира с Римом, только более чем через пол столетия после Халкидона, императоры репрессиями навязали грекам этот собор. Но все Восточные Церкви так и остались в древней дохалкидонской вере. И даже если объединить греков с латинянами в единый лагерь халкидонитов, факт остается тот, что большинство Церквей Вселенной были против Халкидона.



поскольку Армянская Церковь отказалась признать определения Халкид. Собора. Значительное число этнических армян остались в общении с Вселенской Церковью и перешли в подчинение К-польского Патриархата.

Вот когда слышу такие речи "ученой" Арутюновой-Фиданян, вспоминаю про - "Профессор был тупой, а грузина звали Гаврас"... Поскольку большинство людей не совсем понимают о чем тут вообще речь и в чем может быть подвох, такие заявления им может показаться вполне нормальными и естественными. Ну "остались в общении", ну "перешли в подчинение"... А между тем это заявление удивляет своей лживостью и лицемерием. Хотя, можно его списать и на абсолютное невежество Арутюновой-Фиданян. На самом деле, армяне Западной, оккупированной Византиею Армении, и без всяких Халкидонов были в подчинении Константинопольского патриарха, т.к. Западная Армения была византийской провинцией и в ней были византийские епархии. Западные армяне были оторваны от Армянской Церкви и вынуждено находились "в общении" с Греко-вселенской Церковью, т.к. в империи кесари решали, во что должны люди верить и кто будет сидеть на епископской кафедре. Были ли епископы в епархиях Западной Армении армянами или греками, они не могли быть никем иным, как только халкидонитами. А куда епископ, туда, вынужденно и народ. Хотя, как показывает история, западные армяне каким-то невероятным образом хранили верность Армянской Церкви и невзирая ни на что духовно окормлялись ею. Это, в конце концов привело к тому, что на территории Византии были созданы параллельные епархии ААЦ.


Тем не менее этнические и языковые отличия армян (гл. обр. это было население вост. провинций Византийской империи в М. Азии и Сев. Месопотамии) от греков, составлявших подавляющее большинство христиан К-польского Патриархата, привели к сохранению за А.-х. некоего особого положения.

То, что армяне западной покоренной греками Армении не собирались отказываться от своего языка и "этнических особенностей", так это как бы самом собой, но вот что имеет в виду эта "ученая" говоря про "некое особое положение" византийских армян? Греки "свято ценили" армянскую самобытность? Из какого пальца на своей левой ноге она это высосала? Греки всегда и везде тупо насаживали свое, что в конечном итоге привело к тому, что те армяне, что прописались в Халкидонизме, ассимилировались в греках.


В ср. века в Армении сохранялось по меньшей мере 2 религ. направления в рамках единого этноса, одинаково влиятельных в жизни об-ва: Армянская Церковь, отвергавшая Халкид. Собор, и халкидониты, также обладавшие церковной организацией.

Сегодня в рамках русского этноса сохраняется по крайней мере 256 религиозных направлений, как то греческое православие, римский католицизм, лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, иеговизм, кришнаитство, ............. (дальше читатель заполнит сам) ))))))))) Но все это не значит, что русские не имеют своей общепризнанной РУССКОЙ веры, которая, без сомнения, есть Грекославие. Так что ничего удивительного, что среди армян в Византии были грекофилы-халкидониты. Там павликиане были, и персофилы-огнепоклонники. Что такого? И у греков были нехалкидониты, аж до 10 века. Но утверждать, что у армян была особая армянская халкидонитская церковная организация (т.е. Армянская Халкидонитская Церковь) - это фантом болезненного мозга Арутюновой-Фиданян. На самом деле, армянин или принадлежал Армянской Церкви или Византийской (греческой).


Основная идея традиции А.-х. заключается в том, что Армянская Церковь, несмотря на случайное отсутствие ее иерархов на Халкид. Соборе и не менее случайное отделение от Вселенской Церкви,

Арутюнова-Фиданян выставляя себя клоуном в юбке открыла новую историческую "истину"! Оказывается, причина отсутствия делегации ААЦ на Халкидоне и непринятие его решений называется "случайно". Вот так вот уже и приглашение получили и сложили чемоданы, чтоб ехать в Халкидон, а тут раз! И случайно и приглашение потеряли и случайно чемоданы распаковали... А тут еще и совершенно случайно Персия пошла войной и утопила на пол столетия страну в крови, случайно захватила католикоса ААЦ и большую часть иерархии и случайно же убила их... Это же полная случайность, а то армяне непременно стали бы "православными", в понимании "ученой" Арутюновой-Фиданян... Я вот думаю, что если что и случилось случайно, т.к. это наша А-Ф случайно стала "ученой". Иначе и не объяснишь, как это человек не знающий ни греческого, ни армянского языка строит теории по неким древним источникам, которых она и в глаза не видела.


никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причем не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно.

А что подразумевает "ученая" А-Ф под "объединением"? То, что ААЦ должна была влиться в состав Византийской Церкви (т.е. пойти на Унию), как того хотели греки? Она к этому стремилась, причем добровольно? ... и почему, в таком случае, не состоялось такое "объединение"? Вот чем прикольны религиозные фантасты, так это тем, что они делают заявления совсем даже не утруждая себя объяснениями. На самом деле, конечно же, ААЦ во все века искала единства СО ВСЕМИ поместными Церквями, в т.ч. и с грекам и с латинянами, но только единство это было не в Унии с принятием греческих или латинских учений, а в духовном единстве на равных условиях. Вот только порабощенным имперской гордыней византийцам и латинянам такие условия никак не подходили. У них только те условия, что все, кто хочет быть с ними единым, должен молча и без оговорок принять ихнее и подчиниться административно. И естественно, что ААЦ регулярно нарываясь на такое отношение, так же регулярно отвергала все претензии греков и латинян. Что касается политического давления, так оно никогда не кончалось, так что Арутюнова-Фиданян и в этом вопросе неприкрыто лжет.


История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкид. Собору резко менялось. «Энотикон» имп. Зинона (482), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской Церковью в 491 г.,

Пример кричащего невежества Арутюновой-Фиданян. Энотикон Зинона попросту был призван предать забвению Халкидонский собор, чтоб таким образом прекратить противостояние в имперской Церкви. По сути, Энотикон был прямым отвержением Халкидона, только не через анафему, а через игнорирование, аки не бывшего никогда. Это знает любой халкидонистский семинарист. А вот почему этого не знает "ученая" А-Ф, наука пока не в курсе дела... Говоря проще - ААЦ, приняв Энотикон Зинона, провозгласила солидарность и духовное единство Армении с Византией, чем отвергла Халкидон не предавая его анафеме.


и только на 2-м Двинском Соборе (554/55) армяне прямо осудили Халкид. Собор и порвали с К-польской Церковью.

Конечно. Только акценты поставлены неверно. Это Константинопольская Церковь порвала и с ААЦ и с другими древними восточными Церквями. Ведь "рвет" тот, кто выходит из под общего соглашения. Когда в Византии пошли на примирение с Римом и отвергли Энотикон, соответственно признав Халкидон, ААЦ и другим древним восточным Церквям уже не было никакого смысла держаться "толерантного" указа Зинона, и Халкидон был анафематствован прямым текстом.


Нек-рые исследователи (напр., Н. Адонц) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области:

Всем этим "исследователям" не мешало бы знать ту простую мысль, что в Византии все было повязано на церковно-политических вопросах. Та же догматика было заложницей политики. А потому, отвергая византийские "догматы", восточные народы отвергали имперскую политику, а отвергая имперскую политику отвергали и византийские "догматы". Поэтому, разрыв в равной степени лежал и политической и в догматической области.


Армянская Церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского Патриарха в К-поле и встала на путь автономизации.

Арутюнова-Фиданян невзирая на свой статус "ученой" с уверенным тоном озвучивает постхалкидонитские мифы об "автономизации" ААЦ и ее выходе из подчинения Византийской Церкви. Ну откуда такому "великому ученому" знать, что в древности, до огосударствления Церквей, все Церкви были автономными, и только потом, встав на службу государственных интересов, Церковь стала проводить и соответственную государственную политику? Только вот если ААЦ поддерживала политику Армении на самоопределение, то Имперская Церковь проводила политику империи на поглощение и подчинение всех вокруг. В империи был создан миф, что все изначально подчинялись империи, а потому нет Христианства вне ее... И этот миф успешно дошел и да наших дней, когда от империи не осталось и камня на камне.


Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и кн. Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны имп. Юстина II и вошли в церковное общение с греками.

Этот сюжет является излюбленнейшим в среде гаврасоидов, и льет бальзам на их халкидонитские раны. Арутюнова-Фиданян на радость им утверждает, что в это время ААЦ стала "халкидонитской", т.к. прибывшие в Константинополь просить помощи от византийцев двое армян "вошли в общение с греками". Ну ладно, сама А-Ф по тупости не понимает, но как этого не понимают гаврасоиды, претендующие на некие "богословские познания",  что принятие иной веры несколькими отдельными людьми, будь то сам патриарх или кто угодно, не делает всю Церковь иноверческой по умолчанию. Такие серьезные вопросы решаются на соборах, и никак иначе. Нужно быть полным невменяшкой, чтоб представить, что русский патриарх Кирилл поехав в Рим принял бы Католицизм и от этого вся РПЦ автоматически стала бы Католической. На самом деле, все кончилось бы тем, что самого такого патриарха скинули бы с престола, ибо иноверец не может управлять Церковью.


В 591 г., после окончания византийско-персид. войны, к империи отошла значительная часть Вел. Армении,

Кстати! Самая вопиющая гнусь гаврасоидов состоит в том, что все факты порабощения Армении Византией ими воспринимается как "великое благо". Т.е. они демонстрируют свою палицайскую психологию. Такое было, например, во времена ВОВ, когда продажные поддонки вели пропаганду среди советских людей, мол немцы культурный народ, что они придут, освободят от коммунистов, и просветят своей немецкой культурой все народы.


где при поддержке Византии был основан правосл. арм. Католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской Церкви, католикосы к-рой находились в Двине, на персид. территории.

Императором Маврикием действительно был создан армянский антикатоликосат в Аване, на захваченной части Восточной Армении, и этот факт вселяет самую великую радость в сердца гаврасоидов. Дело в том, что им очень нужен исторический прецедент существования организованной Армянской "Православной", т.е. Халкидонитской Церкви, и вот этот пример им очень помогает. Однако, как показал в своих исследованиях куда более авторитетный ученый Р. М. Бартикян, Аванский католикосат отнюдь не был "халкидонитским". Бартикян утверждает, что А-Ф выдает желаемое за действительное. Логика тут та, что в создании халкидонитского католикосата не было никакого смысла, т.к. все армяне-халкидониты подчиненных Византии земель включались в состав Константинопольского патриархата. Создание автономной Церковной единицы оправдывалось только тем, что Маврикием были захвачены земли, где все армяне были антихалкидонитами, и которых просто для начала нужно было хотя бы вывести из подчинения Двинскому католикосу ААЦ, который оставался на "персидской" территории. Хотя, гаврасоидов можно понять, и где-то посочувствовать... ну нет у них реальных фактов, вот и приходится высасывать "факты" из пальца на левой ноге Арутюновой-Фиданян.


Правосл. арм. Католикосом стал Иоанн Багаранский (591-610). Аванский Католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персид. части Армении.

Это из области Фидоняновских фантазий. Религиозная фантастика тоже имеет своих почитателей. И что интересно, гаврасоиды это кушают без вопросов... и распространяют эти бредни по сети.


Борясь с влиянием правосл. партии, двинский Католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкид. Собор или же покинуть страну.

Естественно, что в своей конфессиональной предпочтительности, гаврасоиды могут и вырвать некий факт из исторического контекста и преувеличить масштабы. Но интересно то, что гаврасоиды в своем палицайском запале из этого сообщения делают некую типа "сенсацию", мол вот какие они они "злобные армяне-монофизиты"! Типа, людей обижали..... Если это и было так, и армямнский католикос действительно очищал ряды своей Церкви от проникновения иноврческих ересей, то что в том такого удивительного? В любой Церкви первопастырь борется с проникновением чуждого иноверческого влияния. Если завтра в Грузинской церкви появятся епископы и священники нехалкидониты, то грузинский католикос с ними пойдет обниматься? Не заставит ли их покаяться и принять обратно Халкидон, а отказавшихся не выставит ли вон? Не гнобили ли в Византии нехалкидонитский епископат? Не изгоняли ли с кафедр епископов и даже патриархов, отвергавших Халкидон? Так в чем же истерика гаврасоидов?


Иоанн Багаранский был единственным Аванским Католикосом. В 602/03 г., начав новую войну с Византией, шаханшах Хосров II занял Армению и упразднил Католикосат в Аване.

Как бы естественно, что персы отвоевав потерянные земли, упразднили все оккупационные византийские учреждения, одним из которых и был Аванский армянский антикатоликосат. И тут совершенно не важно, был он халкидонитским или нехалкидонитским. Это было неканоническое учреждение, созданное чужим государством и оно подлежало ликвидации. Или можно подумать, что если бы дело было наоборот, и это персы на византийской территории создали бы новый греческий пусть даже халкидонитский антипатриархат, то греки изгнав персов не ликвидировали бы этого "патриархата"? Но ведь это нужно иметь объективное мышление, чтоб провести такую аналогию, а не устраивать истерику. Гаврасоидам, как и любым сектантам с мышлением не повезло. Оно у них работает только в одну сторону.


Католикос Авраам I созвал Собор в Двине, к-рый предал анафеме груз. правосл. Католикоса Кириона и всех сторонников Халкид.

Конечно. Ведь грузинский католикос, который между прочим был рукоположен армянским католикосом и клялся хранить древнюю веру, из политических выгод вывел Грузинскую Церковь из канонического единства с ААЦ, переметнулся в халкидониты и сделал грузин халкидонитами. Т.е. грузины приняли Унию с Константинополем. Вот если завтра митрополит Украинский Владимир примет Католицизм и сделает УПЦ Католической, то его не анафематствуют в Москве? Наверное поздравления пришлют и пожелания долгих лет жизни?


Собора. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами.

Это обычное гаврасоидное словоблудие. Сектантам свойственно говорить чепуху с умным видом. Они страсть как хотят представить дело так, будто бы Халкидонизм это такая вся их себя "непобедимая истина", что она ну ни как не могла не иметь кучу сторонников среди армян. Гаврасоидам типа стыдно за свой народ, который такой весь "проклятый и еретический", и они всячески хотят представить дело так, что на самом деле армяне хорошие и лучшие из них всеми силами стремились к Халкидону, но "злой рок" им помешал это сделать в национальном масштабе. В целом, главная мозговая проблема гаврасоидов в том, что они исходят не из объективной реальности, а исключительно из своих религиозных верований. Вот они веруют, что Халкидонизм (Грекославие) - это истина, а значит все остальное уже приложение к этой "истине". Гаврасоиды по своему "любят" армянский народ, и сами себя считают его неотделимой частью, а потому задаются вопросом, мол как же это их любимый, такой, вроде бы неглупый народ, до сих пор сидит в "ереси" и не может оценить халкидонскую "истину"?  Отсюда их желание просветить нас всех и "восстановить Халкидонизм в Армении". Чисто секта...


В 630 г. при Католикосе Езре на Каринском Соборе в Армении халкид. определения были приняты вновь.

Вслед за безумной Арутюновой-Фиданян, гаврасоиды настырно проталкивают миф о том, что на Каринском соборе, якобы, ААЦ стала "халкидонитский". На эту тему я писал тут - "Православные" мифы об ААЦ. Миф о Каринском соборе и "возврате в Православие". Основная глупость создателей этого мифа заключается в том, что в это самое время в империи кесарем Ираклием насаживалось Монофелитство, и даже халкидонитские кафедры принуждались к принятию Монофелитства. Именно тогда на своих кафедрах были патриархи-монофелиты - Гонорий Римский и Сергий Константинопольский. А потому осталось выяснить - с кем же тогда ААЦ договаривалась о принятии халкидонских определений и для чего Ираклю было нужно, чтоб на фоне его имперской монофелитской Церкви ААЦ была "чисто православной"?


Католикос Нерсес III (641-661) провозгласил правосл. Символ веры в Двинской кафедральной ц.

Редкостное по своей тупости заявление. ААЦ всегда исповедовала Православный Никейский Символ Веры. Для гаврасоидов это не совсем православный Символ? Арутюнова-Фиданян наверное совсем на головку плоха.


Кафедры армян-халкидонитов
Кафедры армян-халкидонитов

Это любимая карта гаврасоидов. Они смотрят на нее и радуются тому, как глубоко в Армению сумели проникнуть византийские войска. Эдакая мечта палицая...









В сер. VII в. халкидонитство, очевидно, взяло верх в Армении, став господствующим вероисповеданием,

Мне в этих словах Арутюновой-Фиданян особенно понравилось слово "очевидно"))))). Очень подходящее слово, как для такого "ученого". Все теории ее построены на ее же предположениях и догадках. А вот поведать миру, с чего это "очевидно", она не может. Т.е. она сознательно дезинформирует своих читателей и при этом вполне себя комфортно чувствует. Однако исторические факты опровергают предположения А-Ф. На самом деле халкидонитство не было "господствующим" в Армении ни одного дня.


и лишь в VIII в., после установления араб. правления и разрыва тесных связей Армении с Византией, армяне перешли к политике церковной самостоятельности.

После арабского завоевания, когда византийцы были вышвырнуты из Армении, все армяне, что прежде вынужденны были формально относиться к "халкидонитам", воссоединились со своей Церковью, что только и подтверждает тот факт, что подавляющее большинство армян не было подавлено имперской идеологической машиной, что скрывалась под личиной Византийской Церкви.


Окончательно разрыв с А.-х. определился на Маназкертском Соборе Армянской Церкви (726),


Тетка совсем больная на голову. Маназкертский собор всего-лишь утвердил всегда и до того существовавшую веру ААЦ. Ни с кем никто не "разрывался". Разрыв был с Византийской имперской Церковью на почве Халкидона уже больше века. И мифические "армяно-халкидониты" тут совсем не при чем.





тогда же окончательно было прервано общение Армянской и Грузинской Церквей.

Ну, да.. сначала прервали общение, потом, спустя время "окончательно прервали", а потом, видимо, "совсем-совсем окончательно прервали общение"... а можно и сегодня устроить чего-нибудь, чтоб "ну ваще совсем-совсем окончательно прервать общение". ))))


А.-х. начали переселяться в М. Армению, Сирию, Месопотамию, Каппадокию, где издавна существовали правосл. арм. общины, получавшие всемерную поддержку со стороны Византии. В районах Армении, граничивших с Грузией, правосл. армяне попадали в каноническое подчинение Грузинской Православной Церкви. В областях Тайк (Тао) и Кларджк (Кларджети) большинство населения составляли А.-х., к-рые в IX в. стремились оказывать влияние на возрождавшую арм. государственность династию Багратидов. Из Сирии в Армению приезжал и обращался с проповедью к князю князей Ашоту I Багратуни Феодор Абу Курра, еп. Харранский, известный поборник Православия на Востоке, очевидно призванный местными А.-х. Во 2-й пол. IX в. К-польский Патриарх свт. Фотий вел активную переписку с армянами, в т. ч. с князем князей Ашотом I и князьями обл. Тарон, приверженцами Православия. В 862 г. эмиссар Фотия архиеп. Иоанн Никейский (Ваан Никийский) прибыл на Ширакаванский Собор, где изложил догматы Халкидона. Материалы Ширакаванского Собора Армянской Церкви содержат анафемы тем, кто отрицает святость Халкид. Собора. Хотя подлинность этих актов сомнительна, они свидетельствуют об активности А.-х.

Пропущу сюжет о том, кто куда уехал и в чем были причины, поскольку в отличие от А-Ф не вижу смысла в гадании на кофейной гуще. Возможно, А-Ф считает, что и все те армяне, что перехали жить в Россию, переехали не иначе, как из-за своего "армяно-халкидонитства"... А вот про Фотия и Ширакаванский собор ААЦ сказать стоит. Я об этом писал тут - "Православные" мифы об ААЦ. Миф о Ширакаванском соборе и очередном "возврате в Православие". На самом деле, Ширакаванский собор отверг предложения Фотия и сохранил анафемы на Халкидонский собор. Т.е. все с точность до наоборот. И чем приятно удивила Виада Артуровна, так это тем, что признала фальшивку, используемую мифотворцами под видом "актов собора". Вот бы почаще так, глядишь и собственными руками развеяла бы свой же миф об "армяно-халкидонитах".


В X в. действия К-поля, направленные на объединение с Армянской Церковью, и даже намерение арм. иерархов в интересах антиараб. коалиции идти навстречу Византии засвидетельствованы в «Истории Армении» Ованнеса Драсханакертци, в частности в его письме имп. Константину VII Багрянородному.

И каковы результаты? Наверное опять как у Черномырдина - "хотели как лучше, получилось как всегда"? И что это сообщение добавляет к мифу об "армяно-халкидонитах"? Это она, наверное, для объема текста написала.... флудит по-своему.


Уже в VI-VII вв. существовали епархии А.-х. в М. Армении, входившей в состав Византии.

Какое невероятно "откровение"! Оказывается, что в Малой Армении, испокон веков находившейся в составе Римской империи, аж до самой потери Византией азиатских владений, были халкидонитские епархии! )))) Естественно, что в Малой Армении были византийские епархии. Что тут такого невероятного? Удивительно тут скорее то, что в Малой Армении, которая была частью Византии, невзирая на политический гнет и даже гонения на армян, существовали епархии ААЦ.


В списках епископий К-польского Патриархата (с нач. X в.) приведены названия правосл. кафедр на арм. землях. В митрополию Трапезунда (совр. Трабзон, Турция) входили епископии Шариан и Келькит ............

Ну, да. А в списках департамента СС фашстского Рейха (с нач. 1941 г.) приведены названия городов с управлениями гестапо на украинских землях.Что такого невероятного в том, что оккупационные власти устраивают свои учреждения на оккупированных территориях? Только тут фашисты, а там типа "православные". И там "армяно-халкидониты", и тут палицаи... А разница в чем? Гаврасоиды веруют в то, что Византия захватывала Армению не из-за имперских хищнических соображений (как и фашистская Германия), а из желания просветить армян "светом Православия"? А интересно, у гаврасоидов в богослужебном чине есть гимн "Айн, цвай, полицай"? )))))))))))


В епархию Феодосиополя (Карин), находившуюся в юрисдикции Антиохийского Патриархата,

Интересно - каким образом и с какой такой радости, одна епархия в центре Армении, вдруг оказалась не во власть Константинополя, а в "юрисдикции Антиохийского Патриархата"? Наверное Арутюнова-Фиданян об этом прочла в ключнической брошюрке. Скорее всего, это часть "православного" мифа о том, что Армянская и Грузинская Церкви изначально подчинялись Антиохийскому патриархату. Т.е. произошла некая накладка "источников"... Бывает. Какие историки, такие и источники.


Т. о., в XI в., в период наибольшей экспансии Византийской империи на Востоке, епархии А.-х., иерархически связанные с правосл. Церковью, находились в М. Армении, в Месопотамии, в Сирии, в Тароне, во владениях Давида Куропалата (Карин, Басен, Чормайри, Мардали, Харк, Апахуник), в Васпуракане, в Багреванде, в Айрарате, в Шираке.

Как я уже отмечал, идеология Гаврасоидизма (армяно-халкидонидства) воспевает и героизирует агрессию и Византии против Армении и считает великим благом захват и идеологическое порабощение армян греками. Именно это сближает гаврасоидов с продавшимися фашистам палицаями. Но ведь у каждого же свои герои....


На землях, соседствовавших с Византией, общины А.-х. имели давнюю историю, а в Сев. Месопотамии (принадлежавшей кайситским эмирам)

Существование "армяно-халкидонитских" общин на стыке армянского и греческого этноса - любимая тема "ученой" Арутюновой-Фиданян. Она даже создала смехотворную теорию о т.н. "контактной зоне" с ее гибридным субэтносом и гибридным армяно-греческим языком, что было высмеяно Бартикяном, объявившим свою оппонентку шарлатанкой от науки.


и Васпуракане они появились с приходом визант. войск. Общины А.-х. существовали также в столицах Багратидов - Карсе и Ани. Однако в этих городах, являвшихся оплотами национальной Армянской Церкви, не могло быть епархий А.-х. до тех пор, пока они не вошли в состав империи (соответственно в 1045 и 1065).

Как я уже сказал, гаврасоиды очень гордятся такими историческими фактами, когда армян "халкидонизипровали" с ножом у горла. Они очень любят рассказывать, как много было общин этих самых А.-х. под покровительством оккупационных византийских войск. И что самое удивительное, они себя считают "патриотами" Армении. Остается нам радоваться хотя бы тому, что гаврасоиды не армяно-мусульмане и не ждут, что Турция завоюет оставшуюся часть Армении и создаст свои исламские "епархии" и там...


Увеличение в XI в. числа кафедр А.-х.- явное свидетельство возросшего количества членов их общины, т. к. епископ мог быть назначен только в многонаселенный город.

Нет. Это явное свидетельство антихристианской сущности Византийской империи, а так же свидетельство безумия Арутюновой-Фиданян, героизирующей поработителей армянского народа и бессовестности гаврасоидов, эксплуатирующих эту темы ради оправдания своего ренегатства.


Можно считать, что в это время церковная организация А.-х. вновь начинает на равных соперничать с Армянской Церковью.

Какое счастье! .... для гаврасоидов. Хотя и тут А-Ф показывает свое безумие ("невежество" для нее не совсем подходящее слово), т.к. при оккупации Армении Византиею никакой особой "церковной организации" для армяно-халкидонитов не было создано. Они были обычными адептами Константинопольского патриархата. Но вот именно это и не нравится гаврасоидам. Они хотят верить, что была такая специальная "Армяно-халкидонитская Церковь". Ну, верить не запретишь....


Нашествие тюрок-сельджуков во 2-й пол. XI в., положившее конец присутствию Византии в Армении,

Нашествие турок положило конец не только присутствию Византии в Армении, а положило конец самой Византии. И для религиозного сознания этот факт имеет тот смысл, что Бог в конце концов уничтожает тех, кто клянется его Именем, а сам по сути не лучше Его врагов. Только вынесли ли из этого урок те, кто считает себя "православными"? Судя по всему, нет.


вынудило общины А.-х. постепенно перейти под власть Грузинского католикоса, и в XIII в. их епископские кафедры воспринимались уже как «грузинские».

Да. Такова участь всех, кто предает свой народ и переходит служить другим. Судя по всему, большая половина грузин имеет армянское происхождение. Армяно-халкидониты приграничных с Грузией армянских областей, лишившись армянского самосознания, смешались с грузинами, превратив этот маленький кавказский народ (как лезгины, например) в народ средних размеров. Ну, хоть чем-то мы им помогли, от чего они не открещиваются. А то ведь от того, что Месроп Маштоц дал им алфавит уже открестились, как открестились и от того факта, что и само Христианство приняли от Григория Просветителя и все их католикосы рукопологались от кактоликоса ААЦ вплоть до вероотступника Кириона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий