вторник, 9 августа 2011 г.

Литургия — служение заповеданное Господом


Святая Литургия — главное и центральное христианское богослужение. Основой его является Таинство Причастия Тела и Крови Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Сын Божий, отмечая с учениками в Сионской Горнице последнюю в Своей земной жизни Пасху, благословив, преломил хлеб и со словами: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», раздал апостолам. А, также взяв чашу с вином, благословил ее и подал им со словами: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мтф.26:26−28).

Господь заповедал Своим последователям во все дни творить это действо в Его воспоминание (Лук.22:19), и христиане с первых дней становления новозаветной Церкви выполняли повеление своего Учителя. Не прекращая посещать общественные богослужения в иерусалимском Храме и синагогах, апостолы и те, кто уверовал в их проповедь, ежедневно проводили свои, сугубо христианские служения Хлебопреломления (Деян.2:46). Это были настоящие Трапезы, ибо Спаситель сказал: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоан.6:55).

Но не просто воспоминание о Господе, принесшем Себя в Жертву за искупление мира, объединяло христиан вокруг Святой Чаши. В Причастии они принимали реальный плод Жертвы Христовой — Спасение!

«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира … истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанн.6:48−54).

Слово Божье однозначно утверждает, что без Причастия нет Спасения. Почему? Причина смерти — грех! Но грех, это не просто провинность, извинившись за которую можно получить оправдание. Прежде всего, грех — это болезнь, которая поразила саму природу человека, обрекая ее на тление и смерть. И для спасения человека недостаточно лишь признание вины и «юридическое» оправдание. Необходимо реальное исцеление.


Ни следование Закону, ни благотворительность, ни знание Священного Писания сами по себе не освобождают человека от греха. Грех смывается только кровью! И для того чтобы жили мы, Бог сотворил великую Жертву. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн.3:16).
Но что значит «есть Плоть Христову»? Понимать это буквально или символически? Многие из иудеев последовавших за Иисусом, в недоумении задались вопросом: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?... какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин.6:52, 60), и с возмущением покинули Его. Но Господь не бросился им вслед, уверяя в том, что Его не так поняли, ибо Он имел в виду лишь некий духовный образ. Спаситель обратился к апостолам: «не хотите ли и вы отойти?» (67).

Мы — истинные последователи Христовы, веруем и, исходя из нашего духовного опыта, знаем, что Причастие является не пустым обрядовым символом, а мистической Реальностью! Мы приобщаемся не символов Тела и Крови, как о том учит неопротестантизм, но вкушаем истинное Тело и истинную Кровь Христа, подаваемые нам под видом хлеба и вина. И осознание всей глубины этого Таинства воистину вселяет священный трепет в наши сердца.

Христос Своим воплощением, будучи истинным Богом и истинным Человеком, соединил в Себе божественную природу с природой человека, и в этом непостижимом единении освятил наше естество. Как Человек Он, через страдания и смерть, в Самом Себе победил власть греха и смерти, довлеющей над потомками Адама. А самим фактом Боговоплощения, обожил и исцелил человеческую природу в Себе, и теперь подает нам освященную Плоть и Кровь как средство спасения в Причастии.


Причащаясь исцеляющего и животворящего Небесного Хлеба, которое есть истинное Богочеловеческое Тело Христово, мы сами приобщаемся к бессмертной божественной природе, и таким образом прививаемся бессмертием! И именно в этом имеем уверенность в непременном воскресении к жизни вечной.


Таинство Литургии состоит в том, что это не только служение людей, но, прежде всего, действие Самого Бога. Свою жертвенную Кровь, пролитую на Голгофском Кресте, Спаситель мира непостижимым для человеческого разума образом собирает в литургической Чаше и приглашает нас приобщиться к ней. И потому, неразрывны для нас, единожды совершенная Жертва Христова и христианская Литургия. Собственно потому и называется наше богослужение по-армянски Патараг — Жертвоприношение, ибо на каждой Литургии мы вновь становимся участниками жертвенного священнодейства Господнего (Евр.9:11−18).

Но мы не творим каждый раз новой жертвы. На Литургии мы, поклонники Владыки и Творца мироздания, в своем вселенском единстве, переступая через законы пространства и времени, входим в ту единую Сионскую Горницу и вместе с апостолами причащаемся одного и того же Единого Хлеба, что есть Христос Господь (1Кор.10:16,17)!

Литургия — не просто молитвенное собрание людей, верующих в истинного Бога, назидающихся в проповеди и живущих по Писаниям. Литургия — это, прежде всего, мистическая Трапеза Господа нашего Иисуса Христа и Его Церкви. Это брачный пир Сына Божьего и Его Невесты (2Кор.11:2; Отк.22:17), где Он Сам невидимо пребывает среди нас, приглашая каждого присоединиться к Его Столу бессмертия. И уже воля человека состоит в том, чтобы откликнуться на приглашение Господа и приобщиться Спасению, либо оставаться сторонним наблюдателем, по непониманию полагая приемлемым находиться на Трапезе, но не вкушать от этого Стола, либо вовсе отвергнуть приглашение Божье (Мтф.22:2−14).

Церковь совершает Литургию, но в тоже время — Литургия созидает Церковь. Вкушая от единой Чаши Христовой, мы свидетельствуем о своем единстве, сами становясь частью единого Тела Господнего, видимым проявлением которого для нас является Церковь (Кол.1:24; Еф.4:12; 5:30). Т.е. именно в Причастии мы становимся членами Церкви Христовой, будучи лишь подготовленными к этому святым Крещением. И если только через Чашу Христову человечество может войти в Новый Завет с Богом (Лук.22:20; 1Кор.11:25), стать Его народом, то, стало быть, без Литургии нет истинного богосыновства, нет истинного христианства и, конечно же, нет истинной Церкви.

Мы осознаем, что не нашими заслугами, не нашей праведностью и уж тем более не нашими знаниями создана и живет Церковь. Вселенское Собрание Божье создано непосредственно Господом Иисусом, а потому свято и бессмертно (Мтф.16:18). Церковь распространена по миру апостолами Христовыми и пребывает вовек в неизменной истине, будучи водимой Духом Святым (Ин.14:16,17,26). Стало быть, никто, кроме служителей истинной Церкви, имеющих апостольскую преемственность, не может совершать истинную Литургию. Вне Единой Кафолической Православной и Апостольской Церкви нет реального Причастия — реального единения со Христом (Ин.6:56; 14:20; 17:21−23)!

Но коль мы — православные христиане, веруем в непосредственное единение с Божеством в Причастии, то и подходим к этому Таинству непременно в чистоте души и тела — через пост и покаяние, дабы не получить вместо освящения осуждение. И нам понятно то возмущение апостола Павла, которое он высказал в адрес некоторых христиан, забывших истинный смысл Трапезы Христовой и превративших Священную Вечерю в повод поесть и попить (1Кор.11:20:34). Во многом из-за таких случаев недостойного вкушения Тела и Крови Христовых, Таинство Причастия, еще в древности было отделено Церковью от общественной трапезы — Агапы, и выделено в отдельное священнодействие.

После разрушения иерусалимского Храма и постепенного отхода от синагоги, христиане осознали естественную потребность в организации своего, строго регламентированного общественного богослужения. Так из несложного ритуального действа освящения хлеба и вина за Вечерей, сложилась христианская Литургия — величественное богослужение, в котором объединены молитвы и прошения, хваления и поминовения, покаяние и исповедание веры, пение гимнов и чтение Священного Писания, проповеди и духовные наставления. Но главное, что отличает православную Литургию от современных неопротестантских богослужений — это служение Жертвоприношения!


Да, внешне наша Литургия непохожа на скромную Вечерю первых христиан, но именно она сохранила ее суть. Величественные храмы, торжественные ритуальные действия, музыка созданная величайшими композиторами и многое другое свидетельствуют не о том, что христианство отошло от своих первооснов, но о том, что Церковь, как земное отражение Царства Небесного, будучи посеянной маленьким зернышком, расцвела великолепным древом (Мтф.13:31,32). Все лучшее, что мог создать человек, он посвящал своему Господу. И потому Божественная Литургия, в которой так гармонично сочетаются и священная поэзия, и музыка и даже архитектура, покоряет нас не только глубоким внутренним содержанием, но и своими внешними формами.

Сегодня разные поместные Апостольские Церкви имеют свой чин Литургии. Католическая Месса внешне отличается от византийского богослужения, принятого в Православных Церквях византийской традиции. И естественно, свой строй и чинопоследование имеет и Литургия Армянской Апостольской Церкви. Но все эти Литургии, безусловно, имеют единую суть и в букве во многом совпадают, поскольку источником имеют единую первооснову древней Литургии Единой Церкви Христовой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий