Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть I
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть III
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть IV
Порядок проведения церемонии согласно Статус-кво и журналу регламента
Богослужения Великой Субботы, как и все богослужения на Святых местах, проводятся по храмовому (не переводимому на "летнее время") времени. Начинаются они с процессии армянского Иерусалимского патриархата, в 8:15 торжественно открывающей двери храма Воскресения.
В 10:15 утра начинается процессия армянской патриархии, которая во главе с армянским православным патриархом Иерусалима, пройдя один раз вокруг Кувуклии, переходит к Армянскому Приделу храма Воскресения.
В 11:00 совершается совместная церемония запечатывания Гроба.
В 11:30 в храм входят хоругвеносцы и скандирующая молодежь греческого патриархата.
В 12:00 в храм прибывает греческий православный патриарх Иерусалима.
В 12:10, армянское православное духовенство, вместе с представителями Коптской и Сирийской православных церквей, переходит из Армянской Ризницы к Алтарю Кафоликона, где делает свое традиционное обращение к греческому православному патриарху.
В 12:20 снимается печать, и служитель греческого патриархата вносит в Гроб Господень закрытую лампу.
В 12:30 начинается крестный ход греческого православного духовенства. Процессия три раза проходит вокруг Кувуклии. Греческий патриарх стоя перед Кувуклией разоблачается своими сослужителями.
В 12:55 греческий патриарх вместе с армянским лусааном, а так же представителем властей, призванным следить за соблюдением Статус-кво в часовне Гроба Господнего, входят в Кувуклию. Они проходят непосредственно в часовню Гроба Господнего, и там оба стоя на коленях пред трехдневным Ложем Спасителя, читают молитвы, каждый по своему молитвеннику[6]. После этого возжигают свои пучки свечей от прежде поставленных на плиту Гроба лампад, сначала патриарх, потом лусаан.
В 13:00, то есть через 5 минут по вхождению в Кувуклию, греческий патриарх и армянский лусаан выносят огонь ожидающему народу. Грекам патриарх передает огонь через северное окно, армянам лусаан — через южное окно в стене Кувуклии. В это время в Кувуклию входят по одному служителю от Коптской и Сирийской православных церквей, где они зажигают свои свечи от свечей патриарха.
За это время скороходы с обеих сторон успевают разнести Огонь по всему храму. Армянский скороход приносит Святой Свет в ложу армянскому православному патриарху, который благословляет им присутствующий в храме народ.
Первым из Кувуклии выходит греческий православный патриарх, который на выходе также благословляет присутствующий народ Святым Светом. Непосредственно за ним с Благодатным Огнем выходит армянский лусаан, которого на руках несут в Армянский Придел. Позже выходят коптский и сирийский православные служители, неся Благодатный Огонь верующим своих Церквей.
В 13:10 греческий православный патриарх со своими сослужителями покидают храм. Статусом-кво покинуть храм предписано и арабской молодежи греческого патриархата. Начинается крестный ход армянского православного духовенства и верующих, сопровождаемый коптскими и сирийскими православными общинами.
В 14:30 завершается армянская церемония и храм покидает армянский патриарх.
Неофициальные источники и свидетельства об ином порядке и смысле церемонии
Разного рода описания и свидетельства людей не участвующих непосредственно в церемонии Святого Света повествуют, что греческого патриарха, перед его входом в Кувуклию, тщательно обыскивают иноверцы на предмет спрятанного в одежде потенциального источника огня. Утверждается, что на предмет спрятанного источника огня, перед ее запечатыванием, тщательно обыскивается иноверцами и Кувуклия. При этом, говорится, что печать с дверей Кувуклии снимается непосредственно перед входом туда патриарха, и это для того, чтоб туда никто не смог пронести источника огня.
Естественно, что при таком описании порядка проведения церемонии, ничего не говорится о служителе греческого патриархата, который никем не проверяемый, раньше патриарха входит в Гроб, занося туда закрытую лампаду, и именно перед которым и снимается печать с дверей.
Иной порядок церемонии, согласно подобным неофициальным источникам, происходит и внутри Кувуклии, когда туда входят греческий патриарх и армянский архимандрит. При том, что этого никто никогда не видел и видеть не может, утверждается, что непосредственно на Гробе молится только греческий патриарх, в то время как армянский архимандрит (которого данные источники обычно называют "армянским патриархом") остается в пределе Ангела[8], ожидая когда патриарх вынесет ему Огонь и зорко следит за его действиями, чтобы патриарх не проявил нечестности, воспользовавшись возможно спрятанным источником огня.
Возникновение подобных рассказов, о вещах не соответствующих действительности, распространяемых многочисленными околоцерковными изданиями и уже успевших закрепиться даже на официальных сайтах православных церквей, объясняется тем, что многие века, среди паломников, существует поверье в то, что Огонь ежегодно выносимый греческим патриархом из Гроба Господнего, имеет нерукотворное, чудесное происхождение и чудесные же свойства. Веруется, что огонь регулярно, примерно в одно и то же время, на каждую Пасху самовоспламеняется на плите Гроба, сходя с неба, поэтому, сама церемония Святого Света именуется в таких источниках как "схождение Благодатного Огня"[9].
Само схождение Благодатного Огня, якобы со слов патриархов, в подробностях описывается как появление на плите Гроба в виде капелек огненного разноцветного бисера, который собирается в пламя разложенной на той же плите Гроба ватой. Вне Гроба, в храме, во время схождения Благодатного Огня, по свидетельствам некоторых паломников, наблюдаются необычные явления — столб света, появляющийся из купола храма, молнии, всполохи света, роса. Утверждается, что Благодатный Огонь, который по мнению одних свидетелей имеет необычное яркое красное свечение, а по другим, напротив - синее, первое время (10-20 минут) не жжет, почему им можно умываться.
Неофициальными источниками (т.е. источниками, информация которых не подтверждается официальным документом Иерусалимской церкви) сообщается, что огонь посылаемый Богом, является особым знамением истинности византийской формы Православия, почему и посылается он только по молитве православного, т.е. греческого патриарха Иерусалима. Согласно некоторой части таких неофициальных источников, схождение Благодатного Огня имеет и эсхатологический смысл. Утверждается, что если Благодатный Огонь не сойдет, то этому миру придет конец.
Вера в ежегодное схождение чудесного Огня
Средневековые свидетельства
Самое раннее из дошедших до нас описаний оставил, по-видимому, латинский паломник Бернард Монах. В 867 году[12], будучи очевидцем, он записал в своем «Итинерарии»:
|
|
|
|
Одно из наиболее подробных описаний чуда сошествия Огня дал в XVII веке армянский паломник из Львова Симеон Лехаци. Он описал празднование Пасхи в Иерусалиме в те времена, когда главенствующей на церемонии церковью была Эфиопская православная церковь, то есть в Гроб за Светом входил первым эфиоп, потом армянин, и уже третьим грек. В те времена Эфиопия (Абиссиния) была единственно независимой христианской страной на Востоке, и царь Эфиопии делал щедрые пожертвования в Иерусалим. Лехаци пишет[17]:
«в великий четверг вечером приходит один шейх, кази, а также субаши и гасят все лампады. Кази, субаши и два шейха запечатывают скинию Христа и ставят охранниками ясахчи, как бы не случилось козней и обмана. Они остаются там до вечера субботы. И вообще все крестопоклонники кричат, ходят вокруг могилы Христа и поют на своем языке и, плача, молят о пришествии света. Монахи каждого племени вместе со своими главами облачаются. Затем наш патриарх жалобным голосом и плача говорит народу: «Будьте осторожны и остерегайтесь грехов, ибо приближается пришествие света. Смотрите, чтобы среди вас не оказался крамольник или злопамятный, или распутник, или маловер, непокаявшийся или неисповедовавшийся. Знайте, что из-за наших грехов запретит Христос [сошествие] света». И говорит еще много других речей и поучений. Затем велит трижды прочесть жалобным голосом: «Господи, помилуй». Вслед за тем мужчины и женщины три раза, а старики и дети дважды кричат: «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!», потом поют шаракан: «Светися, Иерусалим, ибо приспел свет Христа», и еще: «Радуйся, Святая Церковь». Вдруг неожиданно раздается страшный гром, так что некоторые даже цепенеют. Затем появляются голуби, летящие к куполу. И снова дважды и трижды поют и возглашают: «Господи, помилуй народ» и «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!». Вновь гремит и сотрясается святая могила Христа. Приготовившиеся и облачившиеся монахи берут в руки крест, евангелие, кадило, хоругвь, а дьяконы, дпиры и клирики берут рипиду, кимвалы, а прочие – [что-нибудь] другое. Паронтер приказывает всем примириться и поцеловаться друг с другом, ибо Христос не подходит к грешникам и злопамятным, но бежит от них. И вновь трижды громогласно возглашают: «Господи, помилуй», а вслед за тем: «Славою Лусаворича восславим Господа бога!». Могила страшно гремит, и на ней появляются большие трещины, оттуда излучается свет и через окно выходит наружу. Увидев свет, начинают снимать печать. Сперва входит абиссинец, следом армянин, а затем грек»
Свидетельство XX века
|
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть I
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть III
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть IV
Комментариев нет:
Отправить комментарий