вторник, 16 августа 2011 г.

Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть II

Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть I

Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть III
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть IV

Порядок проведения церемонии согласно Статус-кво и журналу регламента



Процессия армянской патриархии с ключом от храма Воскресения


Богослужения Великой Субботы, как и все богослужения на Святых местах, проводятся по храмовому (не переводимому на "летнее время") времени. Начинаются они с процессии армянского Иерусалимского патриархата, в 8:15 торжественно открывающей двери храма Воскресения.

В 10:15 утра начинается процессия армянской патриархии, которая во главе с армянским православным патриархом Иерусалима, пройдя один раз вокруг Кувуклии, переходит к Армянскому Приделу храма Воскресения.

В 11:00 совершается совместная церемония запечатывания Гроба.

В 11:30 в храм входят хоругвеносцы и скандирующая молодежь греческого патриархата.

В 12:00 в храм прибывает греческий православный патриарх Иерусалима.

В 12:10, армянское православное духовенство, вместе с представителями Коптской и Сирийской православных церквей, переходит из Армянской Ризницы к Алтарю Кафоликона, где делает свое традиционное обращение к греческому православному патриарху.

В 12:20 снимается печать, и служитель греческого патриархата вносит в Гроб Господень закрытую лампу.

В 12:30 начинается крестный ход греческого православного духовенства. Процессия три раза проходит вокруг Кувуклии. Греческий патриарх стоя перед Кувуклией разоблачается своими сослужителями.

В 12:55 греческий патриарх вместе с армянским лусааном, а так же представителем властей, призванным следить за соблюдением Статус-кво в часовне Гроба Господнего, входят в Кувуклию. Они проходят непосредственно в часовню Гроба Господнего, и там оба стоя на коленях пред трехдневным Ложем Спасителя, читают молитвы, каждый по своему молитвеннику[6]. После этого возжигают свои пучки свечей от прежде поставленных на плиту Гроба лампад, сначала патриарх, потом лусаан.

В 13:00, то есть через 5 минут по вхождению в Кувуклию, греческий патриарх и армянский лусаан выносят огонь ожидающему народу. Грекам патриарх передает огонь через северное окно, армянам лусаан — через южное окно в стене Кувуклии. В это время в Кувуклию входят по одному служителю от Коптской и Сирийской православных церквей, где они зажигают свои свечи от свечей патриарха.


Армянский лусаан - архимандрит Баграт Бурджекян с Благодатным Огнем в храме Воскресения


За это время скороходы с обеих сторон успевают разнести Огонь по всему храму. Армянский скороход приносит Святой Свет в ложу армянскому православному патриарху, который благословляет им присутствующий в храме народ.

Первым из Кувуклии выходит греческий православный патриарх, который на выходе также благословляет присутствующий народ Святым Светом. Непосредственно за ним с Благодатным Огнем выходит армянский лусаан, которого на руках несут в Армянский Придел. Позже выходят коптский и сирийский православные служители, неся Благодатный Огонь верующим своих Церквей.

В 13:10 греческий православный патриарх со своими сослужителями покидают храм. Статусом-кво покинуть храм предписано и арабской молодежи греческого патриархата. Начинается крестный ход армянского православного духовенства и верующих, сопровождаемый коптскими и сирийскими православными общинами.

В 14:30 завершается армянская церемония и храм покидает армянский патриарх.

Неофициальные источники и свидетельства об ином порядке и смысле церемонии


При наличии в Православных церквях византийской традиции огромного количества письменных и устных рассказов о церемонии Великой субботы в храме Воскресения, отсутствует официальный общедоступный документ Иерусалимской православной церкви, который разъяснял бы верующим и иерархам других Православных церквей порядок и смысл церемонии Святого Света. Многочисленные, но не документальные источники говорят о таком порядке этой церемонии, который не подтверждается ни Статус-кво, ни непосредственными участниками церемонии, ни видеоматериалами. За отсутствием официального документа Иерусалимской церкви, не только простые верующие, но даже иерархи и официальные издания других православных патриархатов (в частности РПЦ)[7], пользуются мнением неофициальных источников, что создает парадоксальную ситуацию, когда в реальности не официальное мнение, становится мнением уже официальным.

Разного рода описания и свидетельства людей не участвующих непосредственно в церемонии Святого Света повествуют, что греческого патриарха, перед его входом в Кувуклию, тщательно обыскивают иноверцы на предмет спрятанного в одежде потенциального источника огня. Утверждается, что на предмет спрятанного источника огня, перед ее запечатыванием, тщательно обыскивается иноверцами и Кувуклия. При этом, говорится, что печать с дверей Кувуклии снимается непосредственно перед входом туда патриарха, и это для того, чтоб туда никто не смог пронести источника огня.

Естественно, что при таком описании порядка проведения церемонии, ничего не говорится о служителе греческого патриархата, который никем не проверяемый, раньше патриарха входит в Гроб, занося туда закрытую лампаду, и именно перед которым и снимается печать с дверей.
Иной порядок церемонии, согласно подобным неофициальным источникам, происходит и внутри Кувуклии, когда туда входят греческий патриарх и армянский архимандрит. При том, что этого никто никогда не видел и видеть не может, утверждается, что непосредственно на Гробе молится только греческий патриарх, в то время как армянский архимандрит (которого данные источники обычно называют "армянским патриархом") остается в пределе Ангела[8], ожидая когда патриарх вынесет ему Огонь и зорко следит за его действиями, чтобы патриарх не проявил нечестности, воспользовавшись возможно спрятанным источником огня.

Возникновение подобных рассказов, о вещах не соответствующих действительности, распространяемых многочисленными околоцерковными изданиями и уже успевших закрепиться даже на официальных сайтах православных церквей, объясняется тем, что многие века, среди паломников, существует поверье в то, что Огонь ежегодно выносимый греческим патриархом из Гроба Господнего, имеет нерукотворное, чудесное происхождение и чудесные же свойства. Веруется, что огонь регулярно, примерно в одно и то же время, на каждую Пасху самовоспламеняется на плите Гроба, сходя с неба, поэтому, сама церемония Святого Света именуется в таких источниках как "схождение Благодатного Огня"[9].

Само схождение Благодатного Огня, якобы со слов патриархов, в подробностях описывается как появление на плите Гроба в виде капелек огненного разноцветного бисера, который собирается в пламя разложенной на той же плите Гроба ватой. Вне Гроба, в храме, во время схождения Благодатного Огня, по свидетельствам некоторых паломников, наблюдаются необычные явления — столб света, появляющийся из купола храма, молнии, всполохи света, роса. Утверждается, что Благодатный Огонь, который по мнению одних свидетелей имеет необычное яркое красное свечение, а по другим, напротив - синее, первое время (10-20 минут) не жжет, почему им можно умываться.

Неофициальными источниками (т.е. источниками, информация которых не подтверждается официальным документом Иерусалимской церкви) сообщается, что огонь посылаемый Богом, является особым знамением истинности византийской формы Православия, почему и посылается он только по молитве православного, т.е. греческого патриарха Иерусалима. Согласно некоторой части таких неофициальных источников, схождение Благодатного Огня имеет и эсхатологический смысл. Утверждается, что если Благодатный Огонь не сойдет, то этому миру придет конец.

Вера в ежегодное схождение чудесного Огня


Средневековые свидетельства


Фактом является то, что до IX века не было известно о регулярном, ежегодном схождении чудесного Огня на Пасху. В VVII веках в Иерусалимской Церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Но, начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о именно о схождении Благодатного Огня как о чуде[10]. Основной причиной возникновения таких верований, исследователями указывается тяжелое положения христиан Святой земли под властью мусульман, которые узнав о чуде в силу своей суеверности не покушались на христианские святыни[11].

Самое раннее из дошедших до нас описаний оставил, по-видимому, латинский паломник Бернард Монах. В 867 году[12], будучи очевидцем, он записал в своем «Итинерарии»:
В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие.[13][12]
— «Itinerarium Bernardi, monachi franci»
Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа пишет в начале X века, в послании к эмиру Дамасскому:
Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь.[14]
Никита, клирик византийского императора Константина VII Багрянородного пишет ему в 947 году:
Премудрый же архиепископ со своим клиром и с Агарянами, спешил к Святому Гробу Господню, и заглянув туда, как только узнал, что сияние Божественного Света еще туда не появилось, вместе с погаными Агарянами запер Божественный Гроб, и высоко воздев на восток Моисеевские руки свои, непрерывно с христоименным народом молился Богу всяческих. А около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, видит божественное светоявление: ибо чрез (придел) ангела ему доступен вход в дверь.[15]
— «Рассказ Никиты клирика царского». гл.4
В начале XII века игумен Даниил, впервые описавший Благодатный Огонь на русском языке, так говорит о самом моменте схождения:
И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого.[16]
— «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».
Существуют и другие источники, говорящие о чудесном схождении Огня в древности (сообщение арабского историка Масуди (X век), «История» Радульфа (en:Rodulfus Glaber) (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101) и др.)[10]. Характерной особенностью средневековых описаний является то, что зажигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма.

Одно из наиболее подробных описаний чуда сошествия Огня дал в XVII веке армянский паломник из Львова Симеон Лехаци. Он описал празднование Пасхи в Иерусалиме в те времена, когда главенствующей на церемонии церковью была Эфиопская православная церковь, то есть в Гроб за Светом входил первым эфиоп, потом армянин, и уже третьим грек. В те времена Эфиопия (Абиссиния) была единственно независимой христианской страной на Востоке, и царь Эфиопии делал щедрые пожертвования в Иерусалим. Лехаци пишет[17]:
«в великий четверг вечером приходит один шейх, кази, а также субаши и гасят все лампады. Кази, субаши и два шейха запечатывают скинию Христа и ставят охранниками ясахчи, как бы не случилось козней и обмана. Они остаются там до вечера субботы. И вообще все крестопоклонники кричат, ходят вокруг могилы Христа и поют на своем языке и, плача, молят о пришествии света. Монахи каждого племени вместе со своими главами облачаются. Затем наш патриарх жалобным голосом и плача говорит народу: «Будьте осторожны и остерегайтесь грехов, ибо приближается пришествие света. Смотрите, чтобы среди вас не оказался крамольник или злопамятный, или распутник, или маловер, непокаявшийся или неисповедовавшийся. Знайте, что из-за наших грехов запретит Христос [сошествие] света». И говорит еще много других речей и поучений. Затем велит трижды прочесть жалобным голосом: «Господи, помилуй». Вслед за тем мужчины и женщины три раза, а старики и дети дважды кричат: «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!», потом поют шаракан: «Светися, Иерусалим, ибо приспел свет Христа», и еще: «Радуйся, Святая Церковь». Вдруг неожиданно раздается страшный гром, так что некоторые даже цепенеют. Затем появляются голуби, летящие к куполу. И снова дважды и трижды поют и возглашают: «Господи, помилуй народ» и «Славою Лусаворича восславим Господа Бога!». Вновь гремит и сотрясается святая могила Христа. Приготовившиеся и облачившиеся монахи берут в руки крест, евангелие, кадило, хоругвь, а дьяконы, дпиры и клирики берут рипиду, кимвалы, а прочие – [что-нибудь] другое. Паронтер приказывает всем примириться и поцеловаться друг с другом, ибо Христос не подходит к грешникам и злопамятным, но бежит от них. И вновь трижды громогласно возглашают: «Господи, помилуй», а вслед за тем: «Славою Лусаворича восславим Господа бога!». Могила страшно гремит, и на ней появляются большие трещины, оттуда излучается свет и через окно выходит наружу. Увидев свет, начинают снимать печать. Сперва входит абиссинец, следом армянин, а затем грек»

Свидетельство XX века


Ныне здравствующий (2010) Гавриил (Стеблюченко), архиепископ Благовещенский и Тындинский[18] с 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в сане иеродиакона:
«Вы видели, как сходит Пасхальный огонь?
Да, я видел два раза. Тогда еще был жив архиепископ Антоний (Завгородний)[19]. И когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи.
Огонь прямо на этом камне горит?
На камне, и все лампады горят, и весь камень покрыт огнем... Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнем. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и все.»[20]
— Алексей Сагань «Беседа с епископом Благовещенским Гавриилом. Святая земля, Благодатный огонь»

Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть I


Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть III
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть IV

Комментариев нет:

Отправить комментарий