Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть I
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть II
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть IV
Критика веры в чудесное происхождение Огня и неофициального порядка проведения церемонии
Церковная критика
Критика в РПЦ
Основным объектом критики отношения к Благодатному Огню в РПЦ является чудесная природа Огня, ежегодно возжигаемого на Гробе Господнем. Еще одним объектом критики являются чудесные явления, наблюдаемые паломниками и их свидетельства о необычных свойствах огня.Основатель и первый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа:
|
|
Одним из главных и широко цитируемых критиков является профессор Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский, произнесший актовую речь 9 октября 1949 года, посвящённую Благодатному Огню. Он критикует как чудесную природу Огня:
|
|
|
В 2009 году было написано открытое обращение от имени Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого к патриарху Кириллу с просьбой дать от имени полноты Русской Православной Церкви богословскую, литургическую и историческую оценку данному явлению[25].
Критика со стороны ААЦ
Армянская апостольская православная церковь, во все века принимавшая непосредственное участие в церемонии Святого Света, не отрицает чудес на Гробе Господнем как таковых, ибо Бог силен творить чудеса во всякое время и во всяком месте. Более того, согласно преданию ААЦ, впервые истинное чудо самовозгорания Святого Света в лампадах на Гробе Господнем произошло в IV веке с Григорием Просветителем[26]. ААЦ отвергает только возможность ежегодных, т.е. регулярных, по графику творимых "схождений".
ААЦ отвергает также и то мнение, что чудеса на Гробе Господнем происходят "только по молитве православного (т.е. греческого) патриарха". В истории ААЦ упоминаются случаи знамений Света при раздельном праздновании Пасхи армянским патриархатом Иерусалима. За прошедшее тысячелетие несколько раз армяне праздновали Пасху отдельно от греков. Такое происходило, когда по причине крайне редко случающегося несовпадения исходной точки отсчёта армянской и греческой пасхалий, армянская Пасха выпадала на неделю позже греческой.
Такое несовпадение даты Пасхи, по одному и тому же юлианскому календарю, именуемое армянами «ծրազատիկ» (цразатик), происходило один раз в несколько столетий, и каждый раз армяне проводили пасхальные празднества отдельно от греков, посылая своего представителя на их церемонию и принимая их представителя у себя. По свидетельству одного из виднейших богословов и историков Армянской церкви XIX века, патриарха Константинопольского Малакии Орманяна, во время этих раздельных празднований Пасхи ещё более обострялись и без того сложные взаимоотношения между греками и армянами Иерусалима, особенно если оказывалось, что у армян, проводивших богослужение без греков, случались знамения Света[27].
Со стороны Армянской апостольской церкви предметом острой критики является и неправильное, противоречащее Статусу-кво описание порядка церемонии Святого Света. ААЦ отвергает мнение о том, что армянский лусаан не молится непосредственно на Гробе Господнем вместе с греческим патриархом, но, якобы, остается в пределе Ангела. Напротив, настаивается, что греческий Патриарх входит в пещеру Гроба Господня вместе с армянским архимандритом, где они оба возносят молитвы и возжигают свечи от лампад, стоящих на плите Гроба[28]. Кроме этого, однозначно отвергаются неопалимые свойства Благодатного Огня[29].
Армянская апостольская церковь, не имеет официального учения о Святом Свете и не учит своих верующих о регулярном, ежегодном чудесном схождении Благодатного Огня в Великую субботу. Поэтому, в ААЦ не существует поверий аналогичных поверьям распространенным в Православных церквях византийской традиции. А поскольку не существует подобных верований, то и нет официального их опровержения со стороны ААЦ. Однако, на вопросы своих верующих, узнавших о таком явлении из источников не армянского происхождения, служители Армянского патриархата Иерусалима в личном общении свидетельствуют, что Огонь выносимый из Гроба Господнего не самовозгорается по молитве кого бы то ни было, но уже горит в двух лампадах на плите Гроба при появлении внутри Кувуклии греческого патриарха и армянского архимандрита. Это говорит о том, что эти лампады зажигаются греческим архимандритом, который входит в часовню Гроба до вхождения туда патриарха[30].
Отношение к Благодатному Огню РКЦ
Материалистические объяснения верований в чудесный Огонь
Наличие горящей лампады или приспособлений в Кувуклии
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/4/4f/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C._%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B0_%D0%B7%D0%B0_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.jpg/200px-%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C._%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B0_%D0%B7%D0%B0_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.jpg)
Ниша за иконой Божией Матери в приделе Гроба Господня.[32] Задняя стенка ниши представляет собой природную скалу, вероятно это сохранившаяся часть западной стены пещеры Гроба.
- Ибн-ал-Джаузи (en:Sibt ibn al-Jawzi), ум. 1256[33]:
Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение - праздник света. (...) Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос"... » [34]}}
- Ибн-ал-Каланиси (до 1162 писавший о событиях 1007):
Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады[34].
- ал-Джаубари (ум. 1242):
А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие «санбусека», а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это[34].
- Муджир-ад-дин, около 1496 года:
Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим[34].
«Чудесные всполохи»
Существующие древние свидетельства Никиты Клирика, Трифона Коробейникова, Игумена Даниила ничего не говорят о всполохах пред схождением, но говорят о том, что делается внутри Кувуклии при схождении и в храме при раздаче уже зажжённого огня.
Самовоспламенение
Самовозгорание присуще многим веществам в природе.[36] Так, например, самовозгорание белого фосфора на открытом воздухе является принципом действия «коктейля Молотова». В качестве возможного рецепта получения самовоспламеняющейся смеси можно упомянуть рассказ Ибн-ал-Каланиси (12 век) посвящённой появлению Благодатного огня:
![]() | … …чтобы огонь к ним дошёл по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом, он обладает ярким светом и блестящим сиянием. [37] | ![]() |
«Тёплый огонь»
- Процесс «умывания» паломников Благодатным огнём критики повторяют с обычным огнём[38]. Исключением является умывание волос. Имеются свидетельства как за то, что при касании Благодатным огнём волосы прекрасно горят,[39] так и о том, что касание Благодатного огня волос не причиняет им вреда. Анализ «умывания» паломниками бород показывает, что огнём они двигают не под бородой, а перед ней. Когда человек пытается умыть лицо огнём, он рефлекторно отводит руку вперёд. В результате ему кажется, что он водит огнём в бороде, но на самом деле двигает огонь перед бородой (зазор 5—10 см). С учётом создания воздушной подушки из-за движения пучка с огнём, этого зазора вполне хватает, чтобы не опалить бороду. Однако при фронтальной съёмке нельзя оценить расстояние между огнём и бородой, так как объектив камеры, огонь и борода находятся практически на одной линии[40][41].
- Иеромонах Флавиан (Матвеев), православный священник[42]:
![]() | … К сожалению, поджигает. В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения благодатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. («Сошлись во мнении, что веры маловато. Однако странно, что люди тысячами ждут чудес от этого ежегодно повторяющегося явления. Само по себе чудо, что огонь сходит с небес. Благодарение Богу за это!») Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь, как огонь. Жжёт! | ![]() |
Ответы на критику апологетов схождения Благодатного Огня
За отсутствием достоверной информации со стороны Иерусалимской православной церкви, Н. Н. Лисовой, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, в своей статье обозначил вопрос как открытый и призвал к «целомудренному и благоговейному подходу» в его решении[46].
Подложное "интервью" патриарха Феофила
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть I
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть II
Благодатный огонь (церемония Святого Света) часть IV
Комментариев нет:
Отправить комментарий